Методическая выставка Соломатина Владимира Николаевича


Работа  над  пейзажным  этюдом  на  пленэре

Работа над акварельным пейзажем — сложный и увлекательный процесс. Чтобы природа открыла юному художнику свои тайны, нужно полюбить и знать ее по-настоящему, трудиться, не жалея сил и времени.

С чего начинается такая работа?

Она состоит из нескольких этапов. Первый — наблюдение природы, ее состояний в разное время суток, освещения, анализ ландшафта. Приехав на этюды, сначала побродите по окрестностям с альбомом, наберитесь впечатлений, подкрепляйте их зарисовками. В дальнейшем они помогут при создании композиции.

Изучая пейзаж, важно не просто перерисовывать подряд все увиденное, а рассуждать, сопоставлять. Вот, например, перед вами бескрайнее пространство, дали обозначены чередующимися, уходящими за горизонт перелесками. Как они изменяются в масштабе, насколько ослабевает их тон и цвет по мере удаления, как дальний план относится к группе деревьев на переднем плане, какое значение приобретает река, уходящая вдаль,— эти наблюдения должны получать пластическое воплощение в альбомных рисунках.

Второй этап — изучение колористических свойств природы. Вспомните летний вечер в деревне. Крыши домов, деревья, река освещены мягким светом закатного солнца. Тишина, не хочется уходить, и вдруг: о чудо! Солнце скрылось за горизонт, все погрузилось в сумрачное состояние. Предметы сблизились тонально, пейзаж сделался цельным, повсюду появились красивые холодноватые оттенки. А верхушки сосен зажглись красноватым отблеском последних лучей солнца, и поразителен именно этот контраст — света и тени, теплого и холодного, подробно освещенных частей с обобщенностью затененных.

Художник должен уметь в кратковременном этюде уловить мимолетные состояния природы. Не списать с натуры, а написать! Это значит писать, изучая и анализируя: какой цвет доминирует, как он влияет на окраску предметов, изменяет их, как все сочетается в колористическом единстве. Алые лучи солнца, например, зажигают стволы елей, но делают зелень более оливковой, тени на ней — сиреневатыми. Чем убедительнее сможете передать конкретное состояние природы, тем ценнее станет этюд, полнее решение поставленной задачи.

Для работы необходимо иметь акварельный этюдник или планшет, складной стульчик, зонт, краски, кисти, акварельную бумагу. Этюды на состояние желательно писать небольшого размера. Вспомогательный материал: зарисовки, эскизы с натуры — берегите и не поправляйте. Все, что характеризует живое соприкосновение с природой, пригодится в дальнейшей работе в условиях мастерской.

Написав несколько кратковременных вещей, проверьте себя. Сравните этюды, передающие различное состояние дня. Если они похожи, то, к сожалению, вас постигла неудача. Не огорчайтесь и выполняйте их более скрупулезно, чтобы можно было безошибочно определить, где изображен пасмурный день, а где — вечер или утро.

Третья стадия — работа с натуры над длительным пейзажем.

Прежде необходимо продумать композиционное решение будущего произведения, его размер, формат. Вот тут-то и пригодятся зарисовки и этюды, сделанные ранее. Мотивы подбирайте разные, также контрастные. Если один задуман с глубоким пространством, открывающимися далями, сложным ландшафтом, то другой — с пространством более ограниченным. Например, характерный дворик со строениями, группой деревьев.

Итак, мотив выбран. В небольшом размере вы нешаблонно скомпоновали его, определили формат, линию горизонта, нашли самую выразительную, на ваш взгляд, точку зрения. Предположим, задумали написать полдень ясного дня. Если не заготовлен быстрый этюд пейзажа на состояние, его нужно написать, тогда лучше войдете в образ. Затем приступайте к работе над длительным пейзажем в задуманном заранее размере. Для этого советую сделать картон: рисунок с натуры на отдельном листе рисовальной бумаги. В нем следует окончательно решить композиционные вопросы, не боясь пользоваться резинкой. После чего дома наклейте бумагу на соответствующего размера планшет, сделайте перевод на нее заготовки с картона. На следующий день, дождавшись нужного состояния, выходите на природу с подготовленным композиционным рисунком.

В солнечную погоду писать с натуры можно часа два, ведь освещение меняется быстро. Желательно работать с зонтом или в тени: взятые на бумаге при солнечном свете отношения окажутся совершенно другими в домашних условиях. Пасмурный день, когда освещение рассеянное, позволяет находиться на натуре дольше.

При заливке локальным цветом большого пятна цвет обогащайте, нюансируя его добавками других красок в процессе работы, а также по возможности используя лессировки по сухому. Если пейзаж имеет определенно выраженный колорит, например, весь цветовой строй его состоит из различных оттенков золотистых тонов с вкраплением малонасыщенных зеленоватых и бледнорозовых, то перед тем как писать, прокройте лист бумаги легким золотистым колером, который сразу определит общий колористический лад пейзажа и объединит все остальные оттенки. Такой прием часто использовали старые мастера. Чтобы живопись была акварельной, не забывайте об основных качествах этого материала — прозрачности и легкости, а также продумывайте, как лучше использовать некоторые ее специфические особенности.

Например, когда первая заливка еще не высохла, можно по сырому написать облака или деревья дальнего плана, пользуясь тем, что заливка в этом случае дает красивый расплывчатый бархатистый край.

Работая над пейзажем, постарайтесь определить его общую тональность. К примеру, тональность пейзажа в пасмурную погоду плотнее, чем в солнечный день. Если не определить главного, но подробно пытаться передать мелочи: цветочки, травинки, листья на деревьях, то подлинного произведения не получится. Будет модель атрибутов природы, некий макет, где все предметы присутствуют изолированно друг от друга. Такая вещь вряд ли кого заставит волноваться и переживать. Это вовсе не означает, что надо совсем отказаться от подробной, детализированной передачи видимого. Практика мировой живописи — вспомните акварели А. Дюрера, А. Иванова — говорит об обратном, но очень важно, чтобы детали соподчинялись целому.

На определенном этапе может возникнуть некоторая дробность пейзажного этюда. Техника акварели позволяет обобщать, лессируя целые планы, не игнорируя интересно найденные детали, обогащающие ваше произведение.

Живопись пейзажа невозможно представить без знания законов пленэра, воздушной перспективы. После работы в помещении трудно сразу понять, насколько осветленными красками придется писать на открытом воздухе. Все предметы пронизаны светом, окрашены рефлексами. Помните, что цвета, положенные плоско на поверхность рисунка, имеют свойства либо приближаться, либо удаляться по отношению друг к другу. Закономерно, что холодные кажутся дальше, теплые — ближе. Голубой, например, будет казаться дальше красного. В природе предметы дальнего плана находятся за большим слоем воздуха. Благодаря воздушной перепективе они смотрятся обобщеннее, приобретают голубоватый оттенок. Не забывайте, что все горизонтальные поверхности предметов, обращенные к небу, имеют холодный оттенок, а также о том, что происходит взаимовлияние цвета предметов.

Попробуйте понаблюдать, как изменяется цвет кроны дерева в зависимости от воздействия среды, и вы увидите, что верхняя часть кроны более холодная — она больше подвержена влиянию неба; нижняя — теплее, так как на нее влияет желтая, выжженная солнцем трава. Однако и в нижней, теплой части дерева поверхности листьев, обращенные к небу,  относительно  холодные.  Борьба теплых и холодных создает живописную игру, богатство оттенков. Нужно помнить и о дополнительных цветах, усиливающих звучание друг друга.

Работа на природе обогатит вас большим количеством полезного материала, необходимого для создания серьезной пейзажной композиции.

 

 


Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Список иллюстрации


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Добрынин Виктор Владимирович
22 апреля 2017 в 23:13


Спасибо, Владимир Николаевич!


Авторы


География авторов


  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Ярославская обл.
  • Ямало-Ненецкий АО
  • Чукотский АО
  • Чувашия
  • Читинская обл.
  • Чеченская республика
  • Челябинская обл.
  • Хакасия
  • Хабаровский край
  • Ульяновская обл.
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Тува (Тувинская Респ.)
  • Тамбовская обл.
  • Смоленская обл.
  • Северная Осетия
  • Сахалин
  • Саратовская обл.
  • Самарская обл.
  • Ростовская обл.
  • Псковская обл.
  • Пермский край
  • Пензенская обл.
  • Орловская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Омская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Новгородская обл.
  • Нижегородская (Горьковская)
  • Мурманская обл.
  • Марий Эл
  • Магаданская обл.
  • Липецкая обл.
  • Курганская обл.
  • Красноярский край
  • Костромская обл.
  • Кировская обл.
  • Кемеровская обл.
  • Карелия
  • Камчатская обл.
  • Калужская обл.
  • Калмыкия
  • Иркутская обл.
  • Ивановская обл.
  • Дагестан
  • Воронежская обл.
  • Вологодская обл.
  • Владимирская обл.
  • Бурятия
  • Белгородская обл.
  • Башкортостан(Башкирия)
  • Астраханская обл.
  • Архангельская обл.
  • Амурская обл.
  • Алтайский край
  • Адыгея
  • Татарстан
  • Свердловская обл.
  • Краснодарский край
  • Санкт-Петербург и область
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры