Создание объемно-пространственных композиций на основе нефигуративной пластики авангарда


Мастер-класс актуализирует проблему эстетического освоения окружающего пространства на основе нефигуративной пластики авангарда. Изучение скульптурного наследия авангарда существенным образом повлияло на формирование мировоззрения человечества XXI века, представляет неподдельный интерес. Скульптурная пластика начала XX века оказала фундаментальное влияние практически на все области художественной деятельности, включая архитектуру и дизайн, исследование проблематики данного вида искусства имеет особую актуальность.

Дизайн в настоящее время, поддерживая социальные приоритеты, представляет собой процесс, направленный на проектирование различных сценариев жизнедеятельности человека. Дизайн формирует будущее социальных сообществ, действуя на опережение, внедряя инновации в повседневность, улучшая технические характеристики продукта, делая его полезными для потребителя, тем самым запуская новые общественные и экономические взаимодействия.

В этой связи промышленный дизайн, ориентированный на генерацию и продвижение устойчивого во времени дизайна, формирует стремительный переход к потреблению системообразующих, взаимодополняющих продуктов.  Так британский дизайнер, руководитель студии «Layer» Бенджамин Хьюберт говорит: «Я хочу делать практичные, функциональные вещи, отвечающие запросам времени. Не однодневки, которые завтра выйдут из моды, не нечто вычурно-авторское. Дизайн не должен сводиться к декору, у него более сложная задача. Я даже готов отказаться от проявлений яркой индивидуальности, не считаю дизайн полем для самовыражения. Нам нужны универсальные вещи, созданные для того, чтобы сделать лучше жизнь всего общества».

 Исключая внешне декоративные качества дизайна, Сергей Смирнов, руководитель компании «SmirnovDesign» определяет современный промышленный дизайн: «Это междисциплинарная деятельность по исследованиям и разработкам, которая определяет облик, эстетику и восприятие новых продуктов, учитывая потребительские свойства, конкурентоспособность и бизнес-задачи, а также технологические и инвестиционные возможности».  

Поэтому промышленный дизайн следует рассматривать как инструмент создания удобных, практичных, функциональных, качественных продуктов, вовлеченных в процесс формирования в конечном итоге стиля жизни, отражающего культурные ориентиры общества.

Визуальным маркером, воплощающим данные ориентиры, является эстетика формообразования. Она выражает глубинный смысл, относя форму объектов к культурно-историческим константам. Иными словами, дизайнер не только придает форме предмета конструктивную целесообразность, но и эмоциональную выразительность, обладающую эстетической ценностью.

Концепция эстетики в дизайне связана с объединением в рамках одного изделия гармоничной формы, связанной с внутренними конструктивными узлами объекта, и удобными функциональными способами взаимодействия человека и объекта дизайна через его формообразование. Баланс этих составляющих обеспечивает эффективность результата творческой деятельности дизайнера.  

Важным источником воплощения эстетически выверенной формы является архитектурное проектирование. Являясь стилеобразующим видом искусства, архитектура, безусловно, влияет и на формообразование в промышленном дизайне.

Так модернизм начала XX века в архитектуре породил ряд новаций, общей характерной чертой которых стал кардинальный разрыв с историческими стилями (готика, барокко), образовав тем самым интернациональный стиль. Этот стиль продемонстрировал новаторский подход к формообразованию, обозначив приоритетом функциональную и конструктивную основу сооружения. В дизайн интернациональный стиль привнес лаконичность и геометрическую эстетику.

Среди направлений интернационального стиля особое место занимает рационализм. Архитекторы–рационалисты считали, что эстетическая составляющая и практические функции отвечают интересам бурно развивающегося стиля жизни в индустриальном мире, делая его гуманистически направленным и разумно организованным. 

Идеологи рационализма большое внимание уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Рационализм стремился выработать методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития, а также выразить в новой архитектуре пластическую выразительность внутреннего пространства и наружной формы.

Становлению рационализма в начале 1920-х годов способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» во главе с Ле Корбюзье во Франции, руководимой Вальтером Гропиусом и Людвигом Мисом ван дер Роэ в архитектурно-дизайнерской школе «Баухауз» в Германии, под влиянием голландской группы «Стиль» во главе с Тео ван Дусбургом, Френком Ллойдом Райтом в США. 

В России идеи рационализма были заложены Аполлинарием Каэтановичем Красовским в XIX веке и Иваном Владиславовичем Жолтовским в конце XIX – в начале XX веке.

В XX веке творческие идеи рационалистов в России продолжают ученики и последователи И. В. Жолтовского Николай Александрович Ладовский, Владимир Федорович Кринский и Константин Степанович Мельников. В условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние. Они не отрицали полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма, напротив, призывали изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания, выдвигали на первый план психо-физиологические особенности восприятия формы. Многие рационалисты были профессиональными художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма. К.С. Мельников считал: «Всем известно, что у нас было время, когда в нашей архитектурной среде слово «эстетика» было позорным словом. Было такое время, когда на библиотеках висел замок и издания Деспюи и Канипа, а также Палладио с Пиранези были отправлены в отпуск. Тогда руководящая роль принадлежала конструктивизму, и нам скоро пришлось убедиться, что не всякое сооружение можно считать архитектурным. Конструктивное конструирование формы не заменило нам могучего чувства художника». Являясь носителями различных творческих концепций, эти мастера придавали огромное значение эстетике формообразования. Эта эстетика, в конечном итоге, должна способствовать визуальному психологическому комфорту человека в его взаимодействии с архитектурно-предметной средой.

В становлении концепции рационализма существенную роль сыграли Объединённые левые мастерские Вхутемаса (1920–1923), соединивших развитие рационализма в архитектурной практике с методической практикой проектирования в дизайне. Проектный метод обучения включал пропедевтические курсы, такие как дисциплина «Пространство». Основой эстетики рационализма было оперирование именно пространством, как базовым понятием для формотворчества. Именно пространство, формирующее объем, способствует созданию форм по принципу эмоциональной выразительности, вошло в основу концепции рационализма. Ладовским был введён макетный метод проектирования, что способствовало формированию представлений об объёмно-пространственной композиции здания в целом, развитию пространственного воображения и становлению пластической культуры. Пространство с точки зрения рационалистов могло формироваться различными, в том числе скругленными объемами и нелинейной пластикой. 

В 60-ые годы в Советском Союзе возобновился интерес к творческому наследию рационалистов. И в настоящее время проблема создания эстетически выверенного формообразования продолжает быть актуальной, а архитекторы и дизайнеры всё больше обращаются к разработкам рационалистов.

Прежде всего современных дизайнеров в эстетике рационализма привлекает лаконичность формообразования при отсутствии жесткой геометрии, что придает высокотехнологичным изделиям дружественную направленность и позитвное психо-физиологическое восприятие в целом. По результатам такого восприятия строится визуальный и сенсорный образ изделия.

 Данная позиция особенно актуальна, например, для исследовательского медицинского оборудования. Не секрет, что медицинское обследование – это психотравмирующая ситуация для пациента. Сгладить негативный эмоциональный фон можно с помощью дизайна: мягкая скругленная пластика форм создает ощущение благоприятного взаимодействия человека и прибора.

 Так в компании «Смирнов Дизайн» спроектирован целый ряд объектов, отвечающих необходимости позитивного психологического взаимодействия человек-вещь через формообразование. Сверхпроводящий томограф - это полностью отечественная разработка, выполненная в соответствии с планом импортозамещения и обладает цельной скульптурной формой, мягкой не агрессивной пластикой. [Рис. 4].  Сделать процедуру более простой и быстрой, снизить болевые ощущения и обеспечить высокий уровень стерильности призван профессиональный лазерный перфоратор для забора крови из пальца производства отечественной компании НСЛ. Здесь также наблюдается дружелюбное, позитивно выразительное формообразование. Оно привлекает функциональностью в сочетании с образной пластикой. [Рис. 5].

Также следует отметить непосредственную связь архитектурного формообразования с промышленным дизайном в рамках архитектурного дизайна, охватывающего целый спектр объектов, призванных сделать более комфортными условия жизни человека. Архитектурный дизайн формирует как инфраструктуру городской среды, так и интерьерное пространство. Он способен создавать неповторимый эмоциональный фон, способствующий выработке определенных поведенческих сценариев. Как правило, наиболее гармонично организованная с точки зрения формообразования среда создает спокойный эмоциональный фон, ориентированный на позитивную деятельность человека.   

Вот лишь несколько примеров архитектурного дизайна, где лаконичная форма подчеркивает человеко-ориентированный смысл проектов.

Асимметрия и минимализм пластики остановки общественного транспорта [рис. 6] создает не только гармоничное содружество с современными архитектурными формами, но интегрирует объект в городское пространство, образуя комфортную среду жизнедеятельности человека. Текучесть линий скамьи для отдыха [рис. 7] вторит пластике природных объектов. Данный подход к построению формы особенно удачно вписывается в пространство парков и зон релаксации городской среды, создавая ощущение близости к природе, что снимает психологическое напряжение в суете городской действительности. 

Пластичный, мягкий дизайн интерьерной лампы, разработанный дизайн-студией «Форма», Санкт-Петербург [рис. 8] создает не только гармоничное содружество с современными архитектурными формами, но интегрирует объект в пространство интерьера, образуя комфортную среду жизнедеятельности человека. Текучесть линий декора дозатора очищающих средств [рис. 9] органично переходит в пластику крепежа объекта, не впадая в неуместное стилизаторство. Увлажнитель воздуха [рис. 10] в интерпретации «Смирнов дизайн» не только полезная вещь для дома или офиса, но и стильный арт-объект, несущий в себе безусловно эстетические качества. Мобильная котельная в разработке дизайн-студии «Форма» демонстрирует идею красоты внешних характеристик объекта при наличии сложного технического наполнения. Данный проект наполняет пространство вокруг жилых, административных и производственных сооружений эстетикой не загруженных техническими элементами форм, что улучшает визуально вид даже временных строений [рис. 11]. 

Таким образом формотворчество на основе идей рационализма в дизайне дает неисчерпаемые возможности для создания объектов соразмерных по пластике и, соответственно, психо-эмоциональному восприятию человека, воплощая человеко-ориентированный подход в дизайне. Суть данного подхода в проектировании состоит в привлечении пользовательского опыта и потребностей целевой аудитории на всех этапах проектирования, начиная с планирования процесса проектирования, определения условий использования, и, заканчивая разработкой проектных решений. Человеко-ориентированный подход решает проблемы, как отдельного пользователя, так и целой потребительской группы, не порождая новые, ставит на первое место потребности человека.

В результате получается продукт, способный не только соответствовать потребительским ожиданиям и сделать взаимодействие с ним приятным и интригующим, но и вписать его в более крупную систему жизнедеятельности потребителя. Этот фактор обуславливает дизайн продуктов, несущий в себе не только утилитарный смысл, но и эстетически высокие характеристики, наполняющие форму изделия эмоционально-образной составляющей, решая при этом задачи привлекательности и конкурентоспособности.


Список литературы


Л. В. Андреев - "Авангард и его наследие в скульптуре XX века"

Е. А. Гордон - "Пластика и форма: исследования творчества скульпторов-авангардистов"

М. С. Кондратьев - "Эстетика авангарда: нефигуративные тенденции"

А. К. Лебедев - "Неоавангардиcтская скульптура: традиции и новаторство"

В. Н. Соколов - "Скульптура авангарда: теория и практика"

И. П. Тихомиров - "Между абстракцией и реальностью: нефигуративное искусство в скульптуре"

Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7

Список иллюстрации


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Удмуртия
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Красноярский край
  • Иркутская обл.
  • Еврейская обл.
  • Бурятия
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры