Христос рождается - славите!


Христос рождается - ставите!

Библейская история из глубины веков повествует нам о том, что славить Христа начали сразу после его рождения. И первыми прославить пришли волхвы и пастухи. Волхвы были знатные и ученые, их называли царями и звездочетами. Но яркая рождественская звезда указала путь также и пастухам, которые были простыми людьми, не могли красиво прославить Младенца, и у них не было драгоценных даров. Но они радовались и шли к Христу по велению сердца.

Празднование Рождества сохранилось и дошло до нас во всем своем многообразии. Состоятельные люди к празднику богато украшали свое жилье, наряжали елку, дарили подарки. Но обычные люди не меньше радовались этому празднику. Народные традиции сохранили память о том, как простые люди отмечали Рождество. А у простых людей все просто: «Гром не грянет, мужик не перекрестится», «Христос терпел и нам велел!» Простых людей называли также подлыми, имея в виду, что они грубые, не образованные, обремененные тяжелым трудом. Но таких людей большинство! Они тоже ждали Рождества!

За много лет обряды и верования причудливо перемешались, а люди продолжали добавлять к ним новые и новые... Рождество, которое отмечали 25 декабря, было совсем рядом с датой зимнего солнцестояния. Таким образом, появление нового солнца, которое увеличивалось к этой дате «на куриный шаг», прекрасно сочеталось с вестью о рождении Христа. Солнце на лето, зима - на мороз! Так говорит народная примета.

Праздник, который назывался Колядой и праздновался в честь женского божества, также слился воедино с Рождеством.

«Появилась Коляда накануне Рождества!»

Поэтому в канун Рождества было принято колядовать. Наряжались разными животными, пели, ходили по домам, прославляли хозяев, желали им богатого урожая, большого приплода у скота, семейного счастья и благополучия. При этом посыпали дом зерном, зачерпывая его рукой, обязательно в руковице, и говорили:

«Овсень! Овсень! Ходи по всем!»

 Не пустить в дом колядовщиков было делом недобрым, ничего хорошего это не сулило. Оставить их без гостинцев и денег тоже было недопустимо. Впрочем, шумные гости сами об этом напоминали!

Открывайте сундучки! Доставайте пятачки!
Не дадите пирога – мы корову за рога!
Не дадите свеклы  – мы поколем стеклы!
Не дадите хлеба – уведем вашего деда!

Считалось, что мир невидимый в это время года становится ближе к миру людей, «перегородка» становится тоньше и позволяет почувствовать сверхестественное, увидеть будущее, удачно совершить магический обряд. Те, кто колядовал, брали на себя роль «посредников» между двумя мирами. Сохранились сведения о том, что колядовщики или «ряженые», как их еще называли, прямо в своих нарядах, не снимая «личин»,  прыгали после колядования в прорубь для очищения. Колядовать «ряженые» ходили до самого Крещения, эти дни называют Святками. В Святочные вечера люди ходили в гости, нередко гадали. Однако непосредственно перед Рождеством и Крещением на Руси гадать было не принято.

До Рождества взрослые постились, и многие к этому вопросу подходили очень строго. Эти дни также считалось важными и нужными для поминания предков. Поэтому неслучайно на Рождественском столе ставили посуду для ушедших родственников или оставляли им еду. Сочиво или кутья стало традиционным блюдом для поминания.

Представление людей о том, что мир и время тоже устаревают, и их нужно обновлять, отразилось в обыкновении печь обрядовые печенья или пряники в виде различных фигурок. В основном это были фигурки животных, звездочки, месяцы, колокольчики, которые потом покрывали сахарной глазурью. Они получили название «рождественские козули». В некоторых областях их выполняли объемными из пресного теста. Тесто для пряников делалось долго – несколько дней, и для этого сложного дела назначались специальные люди, сильные мужчины, которых звали «козульниками». Пряники эти считались особыми, их хранили в доме весь год.

Постепенно в народе сложилась новая, необыкновенно красивая традиция славить Христа: утром, в день Рождества, ходили со звездой, прикрепленной к палке, пели стихи.  Эти стихи-песни получили название «духовные стихи» и стали очень популярны. Их относят к своеобразному исповедальному жанру, так как речь в них идет не только о Христе, но о скитаниях и страданиях души, о смерти, о страшном суде, о спасении. Они были посвящены различным праздникам, пересказывали доступно Священное Писание, повествовали о Богоматери, св. Георгии, Архангиле Михаиле, Николае-чудотворце, Борисе и Глебе. Пели их калики перехожие, которые вовсе не были калеками, а вполне крепкими мужчинами-поломниками, «грамотными и часто небедными». Пели эти стихи монахи и крестьяне, пели горожане. Наконец, эта роль «христославов» досталась нищим, бродячим людям и сиротам, которые не упускали возможность хоть немного  заработать честным трудом…

В середине XIX века появился художник Леонид Иванович Соломаткин, этакий «малый голландец», которого довела «горькая» история до «русской хандры»! Он не по наслышке знал, как «нужда плачет, нужда скачет, нужда песенки поет…». На его небольших по размеру жанровых картинах нет никакой критики нравов, он с иронией и безнадежностью смотрит на окружающую действительность. Обращается он и к теме славильщиков, подмечает нюансы, создает в разные годы авторские повторения своих картин. Так и слышится в голосе его замерзших старушек-славильщиц робкий вопрос: «Пустите Христа прославить!» А следом ответ: «Некуды поставить!» Дальше старушки блеют дрожащими голосами: «Все мы согрешили, Спас, перед тобой…», и к ним скоро прилетит вымоленная копеечка. С большой точностью художник передает атмосферу Рождества, зимних морозных вечеров, незатейливого быта мелкого городского люда. Подгулявшие городовые тоже подрабатывают славильщиками: всем понятно, что они поют ради денег. Разучили стихи и поют как военную песню. Поют хорошо – громко! Старуха закрыла уши руками и постаралась скрыться подальше от такого пения. Хозяин нехотя потянулся за кошельком, выбирает деньги помельче…

«Христо́с ражда́ется – сла́вите!

Христо́с с Небе́с – сря́щите!

Христо́с на земли́ – возноси́теся!»

Духовные стихи представлялись простым людям одновременно песней и молитвой. Их часто пели на церковной трапезе, на поминках, при лечении, сборе трав, домашней молитве. Исполняли их со страхом и надеждой. Со страхом, потому, что все люди –- грешны. С надеждой, потому, что люди всегда надеялись на спасение.

 

Жду Гостя

Ходят по городу вести
Христос нас решил посетить
Но кто ж удостоится чести
В чьем доме Он будет гостить?

Подумала я в своем сердце
А может ко мне Он зайдет
Но как же приму я, Небесного Гостя
В квартире порядка-то нет.

Нельзя оставаться в покое,
Когда у нас нет чистоты,
И много я мою да чищу
В поту расставляя цветы.

В день этой разгарной работы,
Старушка мне в двери стучит,
Болезни, нужды и заботы
Печальный и старческий вид.

Но я ей сказала — смотрите
Я занята, всюду дела,
Я жду ведь Великого Гостя
И бедная молча ушла.

Тут вскоре другой появился,
Оборванный, бедный без сил,
Казалось от ветра валился
И как он смиренно просил.

Я с ранней зари совершаю,
Далекий не в силах мне путь,
Устал, изнемог, умираю,
Позвольте зайти, отдохнуть.

А я отвечаю: «Как жалко,
Но я не могу вас принять,
Я жду ведь Великого Гостя,
И дальше пошел он приюта искать.

Под вечер кончалась работа,
Все приняло праздничный вид
Одна утомляла забота,
Придет ли Господь посетить?

Я думала: выйду навстречу Ему,
И поклонюсь в тишине,
Вдруг вижу дитя горько плачет,
И прямо подходит ко мне.

Изорвана вся одежонка,
Глазенки от слезок блестят,
Облитые кровью ручонки,
И мокрые ножки дрожат.

Я только сказала: «О, Боже!
Дитя, и то терпит нужду,
Но малому всякий поможет
Я Гостя Великого жду».

День этот прошел не напрасно
Работа повсюду видна
Квартира чиста и уютна,
До ночи сижу я одна.

Минута идет за минутой,
Но Гость Дорогой не спешит
Зашел Он к кому-то другому
Там радость и счастье дарит.

Я плакала в скорби глубокой,
И горько так сделалось мне,
И слезы катились потоком
В безмолвной ночной тишине!

О счастье своем сожалея
Поникла на грудь головой,
Уснула, и вижу во сне я,
Явился Христос предо мной,

Любовью светилися очи,
Когда Он со мной говорил:
Я днем и в сумраке ночи,
Три раза к тебе приходил.

Три раза ты Меня отсылала,
Приюта у ближних искать
О, Боже, в слезах я вскричала
Тебя не Могла я узнать.

«Прощаю,» — сказал Он, — «Но все же
Прошедшего не возвратить
Кто бедному в беде не поможет
Тот упустит и мне услужить.»


Список литературы


https://pravoslavie.ru/126968.html - Христославы
 

https://dzen.ru/a/YcXfzkFfdEHimYSW  - Коляда: традиции праздника

https://dzen.ru/a/ZZk6VIZaWR2Lydmp  - Христово рождение — людям на збавленье или «Сын Божий в мир родился»

https://www.culture.ru/persons/13229/leonid-solomatkin - Соломаткин Л.И.

https://ruvera.ru/articles/duhovnye_stihi_ispovedalnyiy_janr  - Духовные стихи

https://altaistarover.ru/articles/dukhovnye-stihi/198-staroobryadcheskie-duhovnye-stihi - Жду гостя

Иллюстрации


1
2
3
4
5

Список иллюстрации


1. Соломаткин Л.И. Славильщицы,1868г
2. Соломаткин Л.И. Славильщики-городовые, 1882
3. Соломаткин Л.И. Славильщики-городовые, авторское повторение
4. Соломаткин Л.И. Славильщики-городовые. Авторское повторение.
5. Сычков Федот Васильевич. Христославы, 1910, Мордовский музей изобр.иск-в

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Удмуртия
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Красноярский край
  • Иркутская обл.
  • Еврейская обл.
  • Бурятия
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры