Ступила Богородица во Храм…
Ступила Богородица во Храм…
Полное название этого праздника звучит так: Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это двунадесятый праздник, последний из установленных Церковью в Х веке. Он отмечается 4 декабря по новому стилю.
Пресвятую Богородицу почитают в Церкви превыше всех святых и даже ангелов! Множество храмов возведено по всему миру в ее честь. В нашем городе, в ноябре этого года были завершены реставрационные работы в Успенском соборе в Кремле, который тоже посвящен Богородице, Деве Марии.
В Храм я вошла поздно вечером. Строительные леса сняли, и взору открылись фрески во всей красе, во всем великолепии замысла ярославских мастеров, возрожденного стараниями современных реставраторов. Кроме охранника и еще нескольких человек, никого больше не было. Именно с охранником, «дядей Камалом», у нас состоялся интересный разговор. Дядюшка Камал – уроженец Дагестана, мусульманин и просто замечательный человек! Четыре года он охраняет православный храм и чудесным образом всегда оказывается в гуще происходящих событий. Мы обошли с ним весь храм, останавливаясь у фресок и икон, и он спрашивал меня о том, что все это означает. Ему казалось, что храм стал маленьким и до девятого яруса теперь подать рукой, но все же ему было интересно, зачем так высоко делать рисунки, если с земли ничего не видно?! Он удивлялся тому, что одна девушка «цельный лето рисовала одну фигуру» и был просто потрясен тем, что после освящения алтаря, женщинам за алтарную преграду проходить не будет позволено… Мы благополучно затронули с ним тему изгнания первых людей из рая, прочувствовали трагедию жертвоприношение Авраама, порадовались за исцеленного Христом бесноватого. И тут Камал остановился у иконы, с изображением сидящей на троне Богородицы с младенцем и спросил у меня:
– Кто это?
– Дева Мария! – ответила я.
– А! Мириам! Поклон тебе Мириам! От Души!
Камал покланился, давая понять, что узнает знакомый образ.
Дева Мария почитаема не только в христианстве, но и в исламе. Для мусульман Мария как мать Иисуса является одной из самых почитаемых женщин. В мире даже есть мечети, посвященных Марии, а в Коране ее именем названа целая сура. Это женское имя получило популярность благодаря религии, так как Мириам (Марьям) – это имя старшей сестры Моисея, известной из Библии. В исламе есть разные значения этого имени: "покорная Аллаху", "та, кто сохраняет веру, имеет истину", "избранная", "возвышенная", "та, которая постится", "та, которая не грешила", "мать того, кто является Светом".
Целый ряд фресок на стене храма повествует о жизни Богородицы. Камал с интересом слушает мой рассказ о том, как родилась Дева Мария, как впервые вошла в Храм…
История эта начинается с того, что по легенде, перед зачатием Богородицы её матери, святой Анне, явился ангел с вестью о рождении ребёнка. Тогда она пообещала: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Когда Деве Марии исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание и привели ее в Храм. Там Марию встретил первосвященник. По преданию, это был Захария, будущий отец Иоанна Предтечи. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм и тогда, согласно «Евангелию Псевдо-Матфея»: «Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих». Также первосвященник ввёл Деву Марию в Святая Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. После чего Богородица имела право всегда молиться в этом месте, когда жила при Храме.
В конце XVII века Димитрий Ростовский составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», в тексте он приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел».
Сохранились сведения, что в Храме Мария находилась до 12 лет или 14 лет, когда по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф и с этого момента опекал ее.
Сцена Введения Богородицы во Храм чаще всего изображается как икона или отдельное клеймо. Центром композиции является фигура Марии, хотя она изображается значительно меньше других людей. Она одета в вишневый мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. На одежде имеется изображение золотой вышивки в виде трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия. Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в Храм. За ними может изображаться процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В Храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария, раскрывая ей на встречу свои объятия. Трёхлетняя Мария уверенно преодолевает большие ступени лестницы. Ступеней всего пятнадцать, как и «восходящих» псалмов, которые произносили паломники, поднимаясь в Храм. Также иногда изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария входит во Святая Святых. Дополнительно может быть изображение Марии, питаемой ангелом в Храме.
Праздник этот любили и в народе. Было примечено, что к этому дню в природе случается потепление – оттепель. Так и стали говорить: «Введение растапливает (ломает) ледение». А уже позже наступает похолодание.
Дядя Камал одобрительно кивает. Спрашивает, зачем вообще нужны все эти росписи в Храме? Зачем? Наверное, затем, чтобы люди помнили! Чтобы чаще обращались в светлым образам! Тогда и в наших сердцах растает лед мирских иллюзий.
Приведу здесь тексты молитв Богородице.
Тропарь (Перевод): В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»
Кондак (Перевод): Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.
Таким образом, Богородицу саму называют «Чистейшим храмом Спасителя» и видят в ее явлении «предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие». В этот день священнослужители одеты в белые или голубые облачения. В Храме поются специальные песнопения для этого праздника. Торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».
Введение Богородицы во Храм
Введение ломает ледение.
(Народная примета)
Ступила Богородица во Храм,
Преодолев ступени в это здание.
Остались за стеною шум и гам,
И тишина настала в мироздании.
Ступила Богородица во Храм…
А он предстал пред ней как вечный Космос!
Прекрасный и незыблемый. Пора!
Мерцают Богородичные звезды!
Ступила Богородица во Храм…
Задумчиво, спокойно и серьезно.
Притихли все, кто находился там:
Кто пел хвалу, и кто молился слезно…
Ступила Богородица во Храм…
Доверчиво, и радостно, и смело.
И лед в сердцах вдруг треснул пополам!
И вновь зимой внезапно потеплело…
Ступила Богородица во Храм…
В прекрасном лике не было печали –
Печати той грядущих бед и драм…
И, улыбаясь, ангелы молчали.
Архангел ее с лилией встречал.
И было Гавриилу все известно!
Но он пока, смущаясь, промолчал. –
Мала была Пречистая Невеста.
Автор стихотворения - Синицына Л.В.
Список литературы
https://foma.ru/4-dekabrja-2023-goda-vvedenie-vo-hram-presvjatoj-bogorodicy-chto-budet-v-hrame.html
https://diomedes2.livejournal.com/1424878.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Введение_во_храм_Пресвятой_Богородицы
Иллюстрации
Список иллюстрации
1. Введение Богородицы во храм. Иконопись.
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мастер алтаря Реглера,1450-1460.
3. Введение Богородицы во храм. Икона
4. Джотто ди Бондоне. «Введение Марии в храм» — фреска в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе.
5. Введение Богородицы во храм. Иконопись.
6. Греческая икона, 16 век.
7. Елена Черкасова. Введение Богородицы во храм. Живопись.
8. Введение Богородицы во храм. Иконопись. Фрагмент.
9. Введение Богородицы во храм. Сербия, 1314, фреска в церкви Иакима и Анны. Фрагмент.