Молчание божественного Агнца


Молчание божественного Агнца

 

Сегодня мне хотелось бы рассказать историю о «своем овечном»!

Однажды, в знойную летнюю пору… Довелось мне рисовать одну маленькую заброшенную церковку, окруженную колючим бурьяном. По окончании работы над рисунком мне стало очень любопытно посмотреть, как же она выглядит внутри. Никого поблизости не было. Осторожно пробралась я к двери. Она оказалась открыта! Шагнув под арку, я сразу почувствовала какое-то движение. Мне показалось, что там кто-то есть! Стало немного страшновато, но я прошла дальше. На стенах были едва различимы остатки фресок, окна и потолок разрушены, сквозь разломы и щели отовсюду лился яркий солнечный свет… В сильную жару здесь было прохладно. Я подняла глаза, посмотрела в сторону алтаря и… остолбенела! На меня пристально смотрели десятки живых глаз… Целое стадо белых овец лежало в алтаре, спасаясь от зноя! Они повернули ко мне свои тонкие морды и вытянули шеи. Внимательно смотрели на меня и молчали. Команды бежать им не было. В любом стаде это решает главный – вожак. А пас это стадо добрый пастух – большой баран, кудрявый и белый. Вместе со своим стадом он был будто бы  многоглазый и многорогий! Он был ко мне ближе всех, однако, лежал спокойно. Баран смотрел без страха и ненависти, но строго, как на миниатюрах из Бамбергского Апокалипсиса – взыскующе! Моя рука сама потянулась к сердцу и я, поклонившись, неожиданно для себя, сказала: «Ой! Здравствуйте!»

Эта ситуация очень напомнила мне вот такое описание: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей… И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. Когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откровения Иоанна Богослова. Апокалипсис. Глава 5.).

Каждый год в христианском мире отмечают такие праздники, как: Рождество, Пасха, Вознесение, Троица… Каждый раз можно больше узнать о событиях из жизни Иисуса Христа, лучше почувствовать, глубже их осознать. У меня бывает такая возможность, в том числе, благодаря урокам истории изобразительного искусства. В художественной школе мы с детьми изучаем произведения искусства и постоянно затрагиваем тему религии. Это не удивительно, потому что изобразительное искусство ранее исключительно таковым и являлось…

Говоря о живописи Нидерландов, ежегодно рассматриваем великолепный Гентский алтарь – крупное произведение, вышедшее из-под кисти братьев Яна и Хуберта ван Эйков. Оно имеет также другое название – «Поклонение божественному Агнцу». На створках открытого алтаря – ангелы, священники, рыцари, отшельники, прекрасные девы… Они собрались перед жертвенником, на котором стоит Агнец, а из раны на его груди струей льется кровь в чашу для Евхаристии. В очередной раз вижу удивленные глаза детей и слышу один и тот же вопрос: «Они что, барану поклоняются?! Барану…»

Объясняю: да, поклоняются барану. Но не простому барану! Агнцу заклания! У него есть нимб – символ святости. Это жертва ради людей, ради искупления грехов, ради вечной жизни души. И этот Агнец заклания – Иисус Христос!

Дети спрашивают: «Его ранили!», « Почему он не убегает?», «Просто стоит и молчит! Молчит и терпит…»

Христа в Библии тоже именуют жертвенным Агнцем, который был призван искупить грехи мира. Понятие Агнца Божьего связано с иудейской традицией жертвоприношения пасхального агнца. Ведь Пасху люди отмечали и раньше. И та, Ветхозаветная Пасха, тоже была связана с жертвоприношением. В Иудейской традиции было принято приносить в жертву "непорочного" однолетнего ягнёнка или козлёнка во имя искупления грехов. Животное готовили целиком, на открытом огне и до восхода солнца съедали.

В Библии сохранились упоминания  о Христе, как о жертве. Иисус Христос предстает как А́гнец Бо́жий (лат. Agnus Dei) в Евангелии от Иоанна. Это сравнение евангелиста основано на словах Иоанна Крестителя, который называл Христа агнцем, искупающим грехи людей или тем, кто берёт на Себя грех мира. Также название «Агнец»  неоднократно употребляет в своём Апокалипсисе и в других текстах Иоанн БогословАпостол Пётр уверяет христиан, что они искуплены «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца…»  

В христианском вероучении говорится, что Иисус, Сын Божий, повинуется своей судьбе, беседуя с богом-Отцом в Гефсиманском саду. Он сначала просит, чтобы «чаша сея» его миновала, но потом соглашается принести Себя в жертву на Голгофе.

Христа стали изображать в виде агнца не сразу. Как и когда возникли такие изображения? Сначала образ Христа изображался в виде знака, монограммы или христограммы, состоящей из начальных греческих букв следующих слов: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Примерно в это же время появилось символическое изображение Христа как рыбы. В истории возникновения изображения Христа-Агнца есть упоминание, что  всякий принявший крещение, получал особый амулет –  маленькое восковое изображение, представлявшее собой агнца с крестом.

До конца V века на кресте не было изображения распятого Христа. Иногда вблизи креста помещался его символ — агнец. Изображали также крест на агнце или агнца возле креста или над крестом, а также, в группе других двенадцати агнцев, которые символизировали апостолов. Позже агнец изображается под крестом и на алтаре, как бы готовый к закланию. Еще позже он изображался на троне, под богато украшенным крестом.  Из раны на его груди и из четырёх ног лилась кровь. Наконец, агнец стал изображаться на самом кресте в его середине, как бы распятым. Но такое изображение вскоре было категорически запрещено. Христа стали изображать с распростёртыми руками, но без креста. Изображение Христа в виде человека, Пастыря доброго – пастуха, несущего на плечах агнца, появилось в римских катакомбах. И только в конце XVII века было издано постановление, чтобы Христа изображали в центре креста в виде  человека, а не агнца. Таким образом Агнец с крестом — изображение более старое, чем изображение распятия Христа.

В католической церкви название «Agnus Dei» (Агнец Божий) носит молитва, которая с конца VI века читается священниками во время литургии перед самым причастием и состоит в троекратном повторении фразы: «Agnus Dei, qui tollis peccata mundis, miserere nobis» («Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас», «Агнец Божий, который принял грехи мира, сжалься над нами»). Это же название носят овальные дощечки, выполненные из воска пасхальных свечей или теста. Их изготавливают также из золота и серебра. На одной стороне этих дощечек изображён агнец с крестом или с Иоанном Крестителем, а на другой — лик одного из святых.

В православной церкви название «Агнец Божий» носит пелена, покрывающая чашу во время совершения Святых Таинств. На ней изображён агнец, и она служит подобием плащаницы Христа. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Агнец_Божий)

Мутондор или Аньельдор (фр. mouton d'or, agnel d'or) – так называют золотые французские монеты, которые чеканились с начала XIV века и до середины XVвека. Считается, что первый выпуск аньельдоров был произведён еще в XIII веке при Людовике IX . Имя короля помещалось внизу, под изображением агнца. http://forum.castlecoins.ru/index.php?topic=3019.15

Во все времена самопожертвование, самоотречение считалось благородным. Когда человек мог стоически переносить страдания и тяготы жизни, такая позиция всегда поощрялась в обществе. С этой точки зрения интересна оригинальная теория французского философа Рене Жирара, наиболее полно представленная в книге «Козел отпущения», где на примерах «текстов гонений» автор представляет правду о невинности жертвы, которую против своей воли раскрыли и сами гонители. Он предполагает, что его наблюдение характерно для описания всех мифологий мира. «Центральной темой работ Рене Жирара становится процесс институциализации ритуального жертвоприношения, служащего, согласно автору, для обеспечения стабильности общественного строя и представляющего собой одну из основ культуры и этиологию происхождения религии». (…). «Жирар выявляет базисное антропологическое положение, утверждающее, что человек в желаниях миметически равняется на желания другого, в частности,(…), что чем больше отходит на задний план направленность к трансцендентной цели, тем притягательнее становится желание ближнего. Таким образом, наши желания являются копиями желаний «образцовых» носителей или «медиаторов», чьи объекты желания становятся нашими объектами желания. Но носитель желания становится нашим соперником, если мы желаем точно того же, что и он сам. Такие феномены, как ревность или зависть, происходят из этой миметической ситуации». (…) «Жертвоприношение как ритуал «представляет собой сакрализацию коллективной агрессии по отношению к индивиду. Человек или животное объявляется «козлом отпущения». https://ru.wikipedia.org/wiki/Жирар,_Рене

По Жирару люди отвечают агрессией на агрессию, и ее от этого становится только больше. Поэтому способ выбора жертвы, «козла отпущения» и «переноса» на него грехов, по мнению Жирара, могло служить поводом к примирению. Козла отпускали в пустынную местность, где он умирал, но в этой смерти никто виноват не был. «Жертвенным животным» мог быть и человек. Причем, для жертвы старались выбрать существо «иное»: калеку, иностранца, иноверца. В случае с «жертвенным Агнцем», очевидно, что он был «другой», инакомыслящим… 

Но… Вернемся к нашим баранам!

Почему же именно агнец выбран символом Христа, а ни какое-то другое животное? На мой взгляд, это хорошо объяснено в фильме «Молчание ягнят». Главная героиня получила душевную травму, когда увидела, как на ферме убивают ягнят. А они не пытались даже убежать. Стояли и молчали. Тогда она, маленькая девочка, схватила ягненка и убежала из дому, в надежде спасти хотя бы его одного. Но их нашли и ягненка убили.

В этой покорности судьбе, в смирении ягнят люди и видели образ Христа. Христа-Агнца, закланного ради спасения мира от греха: гнева, зависти, ненависти и злобы…

Поэтому именно Агнец изображается как жертва на Гентском алтаре. При реставрации этого произведения было сделано раскрытие авторской живописи, и все стало еще более очевидно: глаза у Агнца – абсолютно человеческие! Глаза существа сострадающего и смиренного, готового к самопожертвованию.

 Еще более драматично распятие Христа в центральной части Изенгеймского алтаря. Немецкий художник Маттиас Грюневальд рисует Христа, который уже испустил дух. Тело его изранено, на нем шипы и кровь, длинные пальцы сведены судорогой. В европейской живописной традиции было принято делать акцент на страданиях Христа, чтобы вызвать у зрителя страх смерти и чувство сопереживания к Спасителю, привести к осознанию того, что Богочеловек смог претерпеть ради людей. Существуют также так называемые «автопортреты в образе Христа», на которых художники изображали себя в виде Иисуса, чтобы буквально на себе ощутить  боль и смерть Христа.

Смерть на кресте считалась самой позорной и мучительной. Именно так пожелали умертвить Христа, язвительно назвав его «Царем иудейским». Как и слуги Пилата, фашисты в гитлеровской Германии проводили эксперименты над людьми и применяли распятие как пытку. В сохранившихся описаниях они подтвердили медленное и страшное умирание на кресте. Тело при этом провисает под своим весом, и для того, чтобы сделать вдох, человеку надо приподняться. Приподниматься, пока не покинут силы. Это аналогично смерти от удушья.

Православная живопись в противовес католической изображала смерть Христа весьма одухотворенно. Такие образы мы видим, например, в иконах мастера Дионисия: тело Христа оплощено, удлиннено, на нем не видно следов побоев, только миленькая рана у правого подреберья… Христос словно улетает, отрывается от земли. Здесь скорее показана не мучительная смерть истерзанного тела, но тожество духа над телом. Смерть как качественно новое состояние. Переход в другую реальность.

Почему же молчит Божественный Агнец? Потому, что он переживает смерть. Но не смерть-исчезновение, а смерть-преображение. Эта «минута молчания», как длинная пауза в конце жизни. Это понимают и поэтому молчат на Гентском алтаре ангелы, молчат рыцари и странники, молчат прекрасные девы…


Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7
8
9

Список иллюстрации


1. Ян и Хуберт ван Эйки. Гентский Алтарь в открытом виде.
2. Жертвенный Агнец
3. Ян и Хуберт ван Эйки. Гентский Алтарь. Фрагмент живописи до и после реставрации.
4. Апокалипсис. Бамберг.
5. Альбрехт Дюрер. Христос в терновом венце, бумага, уголь 1503
6. Мозаика с изображением Агнца. Равенна.
7. Агнец Божий. Мозаика.
8. Миттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь, около 1512-1516 гг.
9. Дионисий. Распятие.

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Красноярский край
  • Иркутская обл.
  • Еврейская обл.
  • Бурятия

Характер статей


Сборники


Партнеры