Чучело, прости нас!
Чучело, прости нас!
– Это птичка настоящая?
– Да, настоящая. Но не живая.
– Не живая… Ее что, убили?
– Ты ее убила?
– За что ты ее убила?
– Не я. Охотники. – Пытаюсь я оправдаться…
– Мне птичку жалко!
– Такая птичка называется чучелом. Это не живая природа. Натюрморт.
Примерно так развивается разговор, когда дети впервые видят в художественной школе чучела птиц и животных. Так не хочется им признавать то, что эти объекты для рисования «пребывают в неживости». Именно поэтому, даже попробовав нарисовать такую натуру, они дополняют ее элементами жизни: вокруг появляются вымышленные горы и моря, солнце и цветы, пища и детеныши. Так сильно хочется детям верить в жизнь! Надеяться на лучшее. (Далее приведу в пример стихотворение, которое помню с детства, но авторство, при всех моих усилиях, установить не смогла. Возможно, что это Ольга Фокина).
Рисуем чучело грача
Рисуем чучело грача!
Носатое, хвостатое!
На нас, ни сколько не ворча,
Глядит он, словно статуя.
Но на листе моем грачу
Быть чучелом наскучило.
Взмахнул он крыльями:
– Лечу! –
И улетело чучело!
Взрослым тоже иногда хочется верить в лучшее! Вот уже два года в стае грачей у дома вижу птицу со сломанным крылом. Может и не он это уже… Но мне верить хочется! Сыплю корм. Птицы слетаются разные. Голуби обычно размером меньше грачей, но они – понаглее и прибегают первыми. Птицы, которые побольше – идут боком, оглядываются. И так хочется, чтобы к еде успел добежать тот грач, со сломанным крылом. Почему именно он? Может потому, что другие птицы его отгоняют? Потому, что ему жить и выживать труднее! А я, как на соревнованиях, молча наблюдаю за борьбой и «болею» за него:
– Ну же, ну! Давай! Беги! Беги! Живи!
И если ему удается схватить кусочек еды, я знаю, что сегодня он точно не помрет. По крайней мере, от голода…
Любопытство разжигает интерес детей:
– И медведь тоже – натюрморт?
– И медведь. В голове его опилки. Да! Да! Да!
– Жестоко.
– Почему?
– Потому, что они, наверное, все жить хотели, а не быть чучелом!
– Ха! Чучелом-Мяучелом!
– Страшные они какие! (Заглядывают в открытую пасть). Я боюсь.
– А я знаю, что чучело делают специально, чтобы всех пугать и ставят в огород. Они так и называются – пугало!
– Огородное!
– Доброе Пугало было в сказке «Волшебник Изумрудного города». И в голове у него были не опилки, а солома! И он просил капельку ума…
Дружно переводят взгляд на череп…
– Он тоже чучело?
– Он настоящий?
– Нет. Он – муляж, похож на настоящий череп, но не настоящий.
– А человек бывает чучелом?
– Я таких чучел в магазине видел!
– В магазине – манекены.
– На Масленицу делают чучело тети и потом ее сжигают!
– Да. Это тетя – как бы зима, и все с ней прощаются. Просят прощения. Поэтому день называют прощеным воскресеньем.
Невольно вспоминаю фильм «Чучело» по произведению Владимира Железнякова. Да, человек иногда бывает чучелом! Может оказаться нелепым посмешищем, может хранить тайну, а может и напугать – невзначай и правду сказать! Может даже попасть на костер …
Фильм замечательный! Хотя он детский, но не развлекательный. Актеры играют великолепно! Все, до единого: Юрий Никулин, Кристина Орбакайте, Елена Санаева, Дмитрий Егоров и другие. В книге, правда, Дима Сомов был «жгучим» блондином… Но режиссер имеет право на свою трактовку текста! Главная героиня, учитывая ее долготерпение и веру в лучшее в человеке, действительно была странная. Вся в дедушку!
«А внучка его, Ленка, каждый раз отчаянно смущалась и не знала, куда деваться.
Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика.— Лохматый так и крикнул:
«По-те-ха! Ну и потешная ты, Бессольцева Лена!»
А Рыжий, разумеется, подхватил:
«Не потешная она. А чучело!»
«Огородное!» — захлебнулся от восторга Валька.
Конечно, они стали хохотать над Ленкой, выкаблучиваясь каждый на свой лад.
(…)
А Ленка, открытая душа, решила, что они просто веселились, что они смеялись над ее словами, над ее шуткой, а не над нею самою.
(…)
— Разве ты в этом виновата? — сказал Николай Николаевич, — Да и они не виноваты, что смеялись надо мной. Их можно только пожалеть и постараться им помочь.
— Может быть, ты их любишь? — Ленка с подозрением посмотрела на Николая
Николаевича.
Тот ответил не сразу — помолчал, подумал, потом сказал:
— Конечно.
— И Вальку? — возмутилась Ленка. — И Рыжего, и Лохматого?!
— Каждого в отдельности — нет! — У Николая Николаевича от волнения перехватило горло, и он задохнулся. — А всех вместе — да, потому что они — люди!»
Кратко рассказываю детям эту историю. Говорю о том, что девочка казалась окружающим смешной, наивной и даже страшной, а в результате именно Чучело – Лена Бессольцева оказалась самым человечным человеком. И ее друзья многое поняли и попросили у нее прощения.
– И нам у чучела надо теперь прощения просить?
– Что ж… Можно и попросить! Я и сама могу: Чучело, прости нас!
Иллюстрации
Список иллюстрации
1. Чучело грача
2. Чучело чайки
3. Натюрморт с чучелом птицы