Учительница первая моя
Учительница первая моя
– Поздравляю! Твоя учительница – Замарахина Мария Родионовна! – Радостно сказала мне мама перед началом учебного года. Моего первого в жизни учебного года…
Марию Родионовну знали все! И, наверное, половина людей из нашего села были ее учениками. Мне стало сразу понятно, что она может научить, и мне надо было держать марку! Мама добавила, что учителя даже монетку подбросили, чтобы понять, кому я достанусь в ученицы. Так волей судьбы я оказалась у Марии Родионовны.
От того, как поведет себя первый учитель, зависит многое в жизни ученика. От того, как ученик воспримет учителя – тем более! Мы следили за каждым ее жестом, за каждым взлетом бровей, за интонацией голоса…
Только теперь я понимаю, что она была профессионал в своем деле! Опытный преподаватель! К тому времени она была уже не молода. Черты лица, крупные и выразительные, напоминали о красоте юных лет. Строгая, даже властная, она не позволяла на уроках баловаться, разговаривать, кривляться... Запозорить она могла на месте. Строго смотрела, прямо в глаза! Могла стукнуть длинной указкой по столу! Ей повиновались все, и я ее тоже побаивалась и слушала. Но в ней было огромное внимание к детям и удивительная доброта и чуткость, она умела радоваться чужому успеху.
Мария Родионовна никогда не заменяла уроки рисования и труда математикой и русским языком, как делали другие учителя. Именно она научила меня рисовать как настоящие художники «сеточкой», то есть штрихами. Учитель сельской школы, она это знала! Она нас учила работать с бархатной бумагой, делать игрушки из драпа с каркасом и обметкой, вышивать на пяльцах, продергивать мережки. Непостижимо! Многие швы, такие как: «вперед иголку» и «козлик» я помню до сих пор из ее уроков.
Она любила порядок: аккуратно одевалась, ходила спокойно, тетради всегда проверяла вовремя. Добросовестность, исполнительность, организаторские способности, методичность и оригинальность мышления – были ее лучшими качествами. Во многом благодаря этому наш класс часто становился победителем в разных конкурсах.
С «отстающими» тогда было принято заниматься после уроков. (Вообще-то, «отстающих», как таковых, не должно было быть! Второгодников тоже. Но они были!) И Мария Родионовна каждый день оставалась надолго в школе, чтобы их «подтянуть». Однажды она посадила одного ученика, который учился слабо и баловался на уроке, к себе под стол и сказала:
– Сиди, учи! Я сейчас домой пойду, буду печку топить, а ты пойдешь со мной и мне будешь всю таблицу умножения рассказывать!
Вот ужас-то! Мне кажется, что я в такой ситуации вообще ничего бы не запомнила и не сказала. Однако, мальчишку тогда она просто припугнула… А вот я испугалась не на шутку, когда Мария Родионовна неожиданно пришла к нам домой! Разумеется, я спряталась. Подумала, что чем-то ей не нравлюсь и она, наверное, пришла пожаловаться. Но оказалось, что она хорошо знакома с моей бабушкой! Пришла она купить у нашей бабы Мани «опёночков». Бабушка была заядлым грибником и продавала грибы в больших количествах. Я подсматривала за ними, а знакомые весело болтали и вспоминали то общее, что их объединяло. А объединяла их жизнь! Жили они в молодости небогато, если не сказать бедно, много работали, но умели веселиться и понимали горе другого человека. Острее, чем сейчас! От бабушки я узнала о Марии Родионовне, что она побывала однажды в ужасной автокатастрофе: экскурсионный автобус перевернулся и несколько учителей школы погибли. Но она выжила и еще долго работала с детьми!
Безусловно, учитель дает детям знания, и мы были не исключение! Но я много раз убеждалась, что мой классный руководитель не только обучает меня грамоте и счету, но принимает большое участие в моей жизни.
В третьем классе приключилась со мной печальная история, разгадку к которой нашла именно Мария Родионовна!
В день моего рождения, после уроков, пришла в класс моя мама. Она работала инженером рационализатором-изобретателем и, видимо, ей дали возможность поведать детям о чудесах ее профессии. Мама принесла с собой какую-то машинку – заводную собачку на колесах и долго и увлекательно рассказывала о механике, открывая игрушку и показывая, как там все работает. А потом неожиданно сказала: "Ребят, у Людочки сегодня день рождения! Мы картошки много наварили. Приходите все в гости!" И когда все закричали "Ураааа!", меня охватил ужас…
Быстренько подобрав бесхитростные подарки, ко мне пришли мои гости! Все двадцать пять человек. Веселились одноклассники от души: пели за столом, перерыли все мои игрушки, кто-то сидел на шкафу... Так дети же! Невинные шалости!
Настоящая моя трагедия разыгралась позже.
В поздравительной открытке знакомые подарили мне деньги. Десять рублей – были средства немалые в те времена, когда зарплата у взрослых на заводе была сто рублей. Я спрятала их в копилочку – в маленькую пластмассовую белочку, из которой деньги можно было достать обратно. Кто мог видеть, как я положила туда деньги? Кто мог их забрать? Я не знала. Но их украли! Мама села вечером и стала рассуждать, кто бы мог это сделать? В принципе, любой! Но! Один мальчик ушел очень быстро. Сказал, что ему надо кормить уток. Жил он в большой семье, был трудолюбивым, много читал и мы сидели за одной партой с первого класса. Был еще один мальчик, который задержался допоздна. Этот жил достаточно далеко, и уже стало совсем темно, а он все сидел за столом… Один. На следующий день мама была в школе, и поговорила с Марией Родионовной о случившемся. Они договорились понаблюдать: может что-то проявится через время. И мама упомянула про этих двух мальчиков. Зачем она это сделала!? Милостивый Боже! Что тогда началось!
Первого одноклассника вызвали к директору. У нас огромный такой директор был! Все его боялись. Душонка моя ушла в пятки... Но сделать уже я ничего не могла. Не могла остановить этот маховик! Их кабинета директора мальчик вышел заплаканный. Я до сих пор не могу без слез вспоминать то, что он мне написал: «Люда! Прости, но я не брал никаких денег! Честное октябрятское! Поверь, пожалуйста!» И я верила! Я чувствовала, что это был не он! Он не мог…
Но у Марии Родионовны, как говорится, ни одна мышь не проскользнула бы! Она прислушивалась, наблюдала… и вычислила! Вызвала, разговорила, дожала! Проговорился! И вот уже «крокодильи слезы» лил тот, кто сидел у нас в гостях до позднего вечера. А тут и мама его нашла деньги под ковром, во время уборки… Мальчика убедили вернуть деньги и попросить у меня прощение. Вернул. Попросил. Я простила. Но больше всего поразило меня тогда поведение учительницы: ее интуиция и ее «мертвая хватка».
Другой же случай, вынудил меня саму прибегнуть к Марии Родионовне, как к спасению. Странно это звучит сейчас, но… Однажды в открытую дверь класса заглянул мой папа. И я испугалась! Мои родители были в разводе. Отец приезжал редко. И мне казалось, что он меня сейчас украдет и увезет в другой город. Я ждала, когда появится Мария Родионовна! Она пришла и вызвала меня в коридор. Потихоньку я вышла и… заплакала, обхватила свою учительницу руками, уткнулась ей в бок и повторяла: «Не отдавайте меня ему! Пожалуйста! Не отдавайте!». В этот день на ней был надет малиновый трикотажный костюм: юбка и жакет с рисуночком по краям. Слезы мои капали и впитывались в ее одежду… Сколько надо было ей иметь выдержки и такта, ведь это были дела семейные, личные, но отреагировать как-то было надо! И вот тут она пустила в ход обаяние, заулыбалась, стала шутить. Обняла меня, а папе посоветовала пойти пока домой. Он ушел, а я осталась на уроках, но все время думала только о нем.
У Марии Родионовны мы были последним классом, который она выпустила. Она набрала новых учеников, но не смогла работать по состоянию здоровья. Однажды мы узнали, что Мария Родионовна лежит в районной больнице и у нее болит сердце. Единодушно мы сели и поехали к ней. Уже не помню, привезли мы ей что-то или нет, но хорошо помню ее силуэт в зимнем окне. Она смотрела на нас и плакала…
В гости к Марии Родионовне я пришла жарким летним днем. Жила она на соседней улице. Мы сидели в саду, она шутила, что-то рассказывала. Я заметила под деревьями ульи и спросила о них. У нас в селе это редкость. Мне думалось, что они должны быть где-то у леса, в поле, а тут такое волшебство происходит прямо у дома! Тогда Мария Родионовна попросила мужа принести для нас меда в сотах. Худощавый дедушка Костя отрезал нам кусочек сот. Мед был темным и тягучим, сквозь него проходило солнце…
Этот мед я принесла домой, ела его потихоньку, и мне думалось о том, какие замечательные люди живут на Земле, как много в них доброты и благородства, красоты и созидания!
Второй раз я пришла в тот дом на поминки. Народу было много. Очень много людей знали и любили Марию Родионовну. И она любила! Сердце ее – сердце учителя! Честное и открытое. Не выдержало оно ноши… Но любовь ее большая осталась жить в сердцах родных и учеников.
Иллюстрации
Список иллюстрации
1.
2.