Фредерик или Бульвар Преступлений


Фредерик или Бульвар Преступлений

 

– Мама! Как здесь красиво!

– О чем ты? Тут ничего не видно! Пойдем!

– Я хотел бы остаться здесь навсегда! – Произнес задыхающийся от восторга маленький мальчик, войдя в театр.

Этот мальчик вскоре станет известным французским театральным деятелем – Фредериком Леметром. Возможно, вот так и делается актером выбор своего настоящего призвания в жизни – один раз и навсегда! И тогда театр становится для него вторым домом, а жизнь героев – его второй жизнью. Иногда актеры так вживаются в роли, что готовы умереть на сцене. Вот так жил и безоглядно любил театр Фредерик Леметр.

 Антуан Луи Проспер Леметр, кто называл себя позже Фредериком Леметром, был реальной исторической личностью, знаменитым актером, жившим в XIX веке, легендой Франции. Он родился в Гавре 29 июля 1800 года. Шестьдесят лет своей жизни он отдал работе в театре. Большая часть этих лет прошла в «уличных театрах» на Бульваре Преступлений в Париже.

Криминальный Бульвар! Для начала стоит рассказать об этом особом, очень знаменитом месте французской столицы.

Бульвар Преступлений является одной из магистралей Парижа и тянется от Площади Республики до площади Падлу. Он получил свое отпугивающее название не сразу. Ранее его называли бульваром Тампль, в честь расположенного рядом храма тамплиеров, где они основали когда-то свой парижский монастырь. Бульвар был создан между 1656 и 1705 годами. Украшенный деревьями, он проходит вдоль городской стены, построенной еще Карлом V во второй половине XIV века. С конца XVIII века Бульвар Тампль становится очень людным и популярным: сюда переезжают модные кафе, кабаре и театры, так как это место прекрасно подходило для увеселений и отдыха, романтических свиданий. Даже обычная прогулка здесь становилась развлечением, так как театральные сцены нередко разыгрывались прямо на балконах. Это был веселый и шумный уголок Правобережья, где и ночью было очень оживленно.

 На Бульваре Преступлений 28 июля 1835 года действительно было совершено преступление – покушение на жизнь короля Луи-Филиппа. Попытка провалилась, но погибли восемнадцать человек и более двух десятков получили ранения. Однако, это событие не стало поводом для переименования бульвара. Не было там ужасных грабителей, убийц и нищих. Новое название (Бульвар дю Крим) он получил из-за криминальных мелодрам, которые были невероятно популярны в его театрах. Публике нравились постановки, где были интриги, слезы и любовь.  «В Париже новая роль любимой актрисы или актера воспринималась как событие не менее важное, чем падение министерства.»

Нетрудно представить то, что происходило на Криминальном бульваре! "Продавцы апельсинов устроились на удобных местах, защищенные от солнца и дождя большим красным зонтом; разносчики (…) с треуголкой на голове несли свои изящные сосуды, украшенные позолоченными гениями или крылатыми львами, и весело звенели колокольчиками: "Свежая вода! Кому напиться?" Торговцы каштанами промышляли своим товаром: "Горячие, горячие лионские каштаны!" Продавцы яблочных пирожных и слоеных пирожков, соблазняя покупателей, шныряли у дверей театров; тут предлагали "контрамарки, более дешевые, чем в кассе"; там продавали программы, биографии актеров, сборники каламбуров; вокруг актеров, выступавших под открытым небом, собирались группы зрителей; продавцы кремней и фосфорных спичек выкрикивали названия своих товаров; весь театральный народ – актеры, статисты, машинисты, танцовщицы, служительницы театра, одевальщицы, клакеры, акробаты и воришки, красивые девушки и добрые горожане шатались по этому веселому бульвару, забавному, умному, бунтующему, пугающему, шумному, выплескивающему жизнь, деятельность, движение."

Хулиганские выходки иногда устраивали сами зрители во время уличных представлений, забрасывая неугодных актеров гнилыми фруктами, которые заботливые торговцы массово подвозили к театрам. Потасовки случались и у входа в театр, особенно тогда, когда билеты стоили дешево или спектакли были бесплатными.

На бульваре Тампль в первой половине XIX века находилось множество театров: театр мадам Сакки, Фюнамбюль, Драматическая Панорама, Гетэ, Олимпийский цирк, Пти-Лазари, Фоли-Драматик, Люксембург (Бобино), Амбигю-Комик Исторический театр, театр Дежазе и другие.

Радикальные изменения в эту часть города внес барон Осман: чтобы расширить Площадь Республики, он приказал снести театры. И приказ был исполнен…  Некоторые театры перекочевали на другие улицы, другие так и не смогли возродиться. В наше время от театров конца XVIII века там остался только Театр Дежавю. Нет давно уже и тех людей, кто помнит театры той эпохи. О них хранят память только фотографии.

Бульвар Преступлений знаменит еще и тем, что здесь в 1838 году Луи Дагером была сделана самая ранняя сохранившаяся фотография (дагерротип), на которой изображен человек. Экспозиция этого снимка была весьма длительной и составляла почти пять минут, поэтому весь транспорт, проезжающий по улице, исчез с изображения. Но прохожий мужчина оставался неподвижным довольно долго – остановился для того, чтобы почистить ботинки, в результате чего он и попал в кадр. К счастью, среди фотографий того времени сохранились и фото французского актера Фредерика Леметра.

Воскресают образы прославленных актеров Франции также в кадрах кинолент. В 1945 году, в период немецкой оккупации, режиссёр Марсель Карне создал драму об актёрах парижского театра начала XIX века. По сценарию Жака Превера он снял чёрно-белый художественный фильм «Дети райка́» (Les Enfants du paradis), который и сейчас числится среди лучших фильмов мирового кино. Главные герои фильма: Батист Дебюро, Пьер Ласенер и, конечно, Фредерик Леметр.

Кем был Фредерик Леметр и какую роль сыграл он в становлении французского театра первой половины XIX века? Он стал символом Франции! Это был удивительный человек, наделенный универсальными способностями, виртуоз, яркий представитель романтизма, сочетавший в своей игре иронию и гротеск. Он пережил три революции, восемь режимов, множество восстаний, поэтому в его жизни и творчестве присутствовал неукротимый дух народной борьбы, героизм и ненависть к жестокости. Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Оноре Бальзак высоко ценили его талант. Генрих Гейне писал о Фредерике Леметре, что он — «один из тех страшных шутников, при виде которых Талия в ужасе бледнеет, а Мельпомена блаженно улыбается».

Путь к театру у Фредерика Леметра (тогда еще Проспера Леметра) начался издалека. После смерти отца, он приехал с матерью в Париж. Ни отец, ни мать его не были связаны с театральной деятельностью, но любили театр, как и все французы. Подрастающий Проспер, вместе с другими мальчишками, постоянно прибегал на спектакли в «бульварные театры». Непослушный и своенравный, он не смог служить на корабле, куда был отправлен по настоянию матери. Не получилось из него и солдата: растер ноги в кровь, заболел, отстал… Отсидел в тюрьме за дезертирство. Пришел в театр и попросил для себя какое-либо дело. Ему дали играть роль льва. Это была первая его роль! Тот факт, что стал играть в театре, он скрывал как мог даже от родных, но однажды сам себя выдал: у родной бабушки унес туфли для театральной постановки. По несчастливой случайности бабушка отправилась вечером именно в тот театр, где играл Проспер. Там она увидела и туфли, и внука … После этого разразился грандиозный семейный скандал, в результате которого и определилась судьба юного лицедея.

Уникальность Фредерика Леметра как актера состоит в том, что он объединил в себе несколько разных театральных направлений.  Он получил представление о классическом искусстве, обучаясь в драматическом классе Парижской консерватории. Кроме этого он изучил принципы игры в пантомиме, из которой вынес выразительность жеста и пластику движений. А мелодраматические постановки развили в нем неутомимое желание поиска точного образов персонажей и мира их чувств.

Им были сыграны роли в мелодрамах: «Рюи Блаз» В. Гюго, «Кин, или Гений и беспутство» и «Ричард Дарлингтон» А. Дюма-отца.  Также роли: Жоржа Жермани в мелодраме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа, Дона Сезара де Базана в одноименной пьесе Ф. Дюмануара и Адольф д'Эннери, Папаши Жана в мелодраме «Парижский тряпичник» Ф. Пиа. Его герои «подходили к грани эмоциональной гиперболы, неся грандиозную насмешку над эпохой, беспощадность осуждения, всечеловеческую скорбь, всепроникающий лиризм, безграничную доброту и любовь.»

Необычайную известность принесла Фредерику Леметру роль Робера Макера в спектакле «Постоялый двор в Адре» Б. Антье, Сент-Амана и Полианта, впервые сыгранная в театре «Амбигю-Комик». Банальная и бездарная пьеса, вероятно, потерпела бы полный крах, если бы не гениальная находчивость Фредерика Леметра, который сумел найти шокирующий образ главного героя – проходимца Макера и превратить постановку, вопреки задуманному сценарию, в комедию.

Позже Фредерик Леметр рассказал о том, как он нашел своего Макера. «Однажды днем, сидя на террасе в кафе на бульваре Тампль, Фредерик заметил необычайно странного оборванца, стоявшего на другой стороне улицы. Он щеголял в зеленом сюртуке, лоснящемся от грязи и покрытом дырами, в заплатанных, обтягивающих панталонах и, так сказать, "белом" жилете. Эти руины элегантности дополнялись изорванной фетровой шляпой и парой женских туфель на каблуках! Человек стоял у афишного столба и, читая объявления, ел галету, деликатно держа ее кончиками пальцев. Окончив завтрак, он вынул из кармана кучу тряпок, стряхнул крошки с рук, одернул сюртук и пошел по бульвару, покачивая тростью времен Директории. Актерское чутье привлекло внимание Фредерика к этому удивительному субъекту. Он пошел за ним, наблюдая походку, манеры, запоминая костюм. И внезапно блеснула догадка – это и было то, чего он искал, его Макэр во плоти стоял перед ним.» Свою задумку с комическим образом великий актер не выдал ни на одной репетиции, зрители раскрыли интригу только на премьере. Публика стонала, рыдала, умирала со смеху! Но это было неслыханное своеволие актера!

«…Фредерик — самый сильный актер, какого я только знаю, — писал И. С. Тургенев об исполнении Фредериком-Леметром роли Макэра. — В этой пьесе он страшен… какая дерзость, какая бесстыдная наглость, какой цинический апломб, какой вызов всему и какое презрение всего!.. Но какая подавляющая правда, какое вдохновение!»

Оноре Домье – неподражаемый график того времени, – создал серию литографий, посвящённых этому герою Фредерика-Леметра. Сам Леметр придумал и поставил пьесу о Робере Макере и даже выезжал с ней на гастроли.

Фредерика Леметра считают неистовым романтиком. Так оно и было: романтическое направление проявлялось во многих видах искусства того времени, а он был человеком своего времени.  «Герой романтиков мог быть разочарованным печальником, носителем созерцательно-пассивного отношения к жизни, или страстным, гордым, независимым борцом, сбрасывающим авторитет традиций и догматов, или революционером, энтузиастом свободы. (…)  Но всегда романтический герой противостоял существующему образу жизни, боролся ли он за освобождение народа, родины или только тоскливо презирал окружающее. Невозможность гармонии между личностью и несправедливым общественным порядком в романтическом искусстве вырастает в неразрешимый трагический конфликт. Взоры романтиков всегда прикованы к этой необычной, своеобразной человеческой личности, поражающей своим духовным богатством, внутренней сложностью. (…) Романтический тип личности, порожденный освобождением от феодальных пут, крахом просветительских утопий и атмосферой бушующих в Европе революционных бурь, неминуемо должен был вызвать к жизни плеяду актеров, способных воплотить новую утопию – мечту о человеке, способном своим подвигом, волей, яростной страстью своей изменить жизнь, сдвинуть с места несокрушимую твердыню обстоятельств.»

Что нового внес в работу над постановками Фредерик-Леметр?  Он «был актером, который с легкостью гения ниспровергал традиции, в то же время впитывал и развивал их. (…) В его искусстве слились два полноводных и, казалось бы, несовместимых потока французской сцены: ясность, завершенность, строгая художественная дисциплина, высокая духовность литературного театра и на равных правах с ним – живой родник народного театра, с его независимостью от канонов, дерзкой жизненной полнотой, импровизационной свободой. Один из критиков возмущался тем, что Фредерик "вывел лохмотья на сцену", другой не мог перенести бытовых черт поведения в его игре. "Великий актер играл, поворачиваясь спиной к публике, ероша волосы пальцами, ... облокачиваясь на спинку стула во время разговора с женщиной, садясь на ручку кресла, стискивая до потери сознания молодую девушку в руках под видом объятия, прижимая свои губы к ее губам, с неистовством говоря ей "ты"... изображая непостижимые пошлости под предлогом "естественности". (…) Но эта ненавистная "естественность" упорно проникала на сцену, и Фредерик-Леметр был одним из тех, кто киркой, ломом, сокрушая вековые эстетические перегородки, прокладывал ей путь. Однако стремление к естественности никогда не приводило его к мелочному правдоподобию.» Возможно, что именно поэтому Леметр был близок и понятен всем. Выражение «уличные театры» имеет несколько уничижительное значение, но к Фредерику Леметру это не относится, так как он был далек от этих условностей: на какую бы сцену он не выходил, он играл одинаково гениально. 

Однажды Фредерика Леметра обвинили в том, что он растерял свой талант. Какой-то умник даже предположил, что таланта у него и вовсе не было! Вкусы публики менялись – в моду входили оперетта и канкан. Но даже в одной из своих последних ролей он достиг великого триумфа – в эпизодической роли нотариуса Серафина ("Преступление Фаверна" Т. Барьера и Л. Бовале). Он сумел так остро донести до публики душевную боль одинокого старика, что сомнений на счет его талантливости ни у кого не осталось.

Современники наблюдали, как он уставший и разбитый болезнью, с трудом передвигая ноги, двигался к театру. Но стоило ему заговорить, войти в образ, – он преображался. «Критик Теофиль Готье, называвший его "величайшим актером мира", восхищался, прежде всего, этой способностью перевоплощения: "Никогда актер не владел большим диапазоном: он одновременно несет зрителю слезы и смех, энергию и мягкость, увлечение и спокойствие, лиризм мечты и грубость действия, изящество и тривиальность; он может с одинаковым превосходством изображать принцев и воров, маркизов и носильщиков, влюбленных и пьяниц, расточительных сыновей и хищных ростовщиков. Это настоящий Протей, подлинно шекспировский актер, великий, простой и разнообразный, как природа".

Как и многие друзья по цеху, великий актер под старость оказался в нищете. Об этом знали чиновники города, знали актеры и директора театров, знали друзья. Старый, простуженный и больной он надеялся на помощь, довольствовался незначительными ролями, перебивался небольшим доходом. Но судьба была неумолима! Жена давно покинула его. Дочь и двое его сыновей жили вдали от него, любимый младший сын погиб. Имущество его было распродано.  Настоящей радостью на закате жизни актера стало неожиданное появление одной молодой особы – Анны Линдер. Она высоко ценила талант Фредерика Леметра, искренне сострадала и нежно любила его. Он представил ее всем как свою племянницу. Но его «письма к Анне Линдер полны не только нежности и доверия. Это письма к самому близкому существу, которому можно сказать все, и которому важен каждый шаг, каждое событие в жизни друга».  Он умер у нее на руках 26 января 1876 года в Париже, и последние слова этого великого человека были адресованы ей. «О, дитя мое, пусть бог поможет тебе!" – сказал ей Фредерик, когда она помогала ему лечь в постель, с которой он уже не встал"».

Фредерик Леметр был похоронен на кладбище Монмартр. На похоронах актера писатель Виктор Гюго сказал прощальную речь, предсказав, что «… память, которая переживет Фредерик-Леметра, будет прекрасна».

Самой страстной любовью и неодолимой привязанностью великого мастера на протяжении всей его жизни был театр. «Театр подобен любовнице, которую вы поклялись никогда больше не видеть и не думать о ней, – писал Фредерик. – Но стоит вам услышать шелест ее платья за дверью, легкий стук, как вы уже бросаетесь отворить ей. Радости, волнения, даже горести, которые приносит театр, делают его для вас еще дороже.»

Сам Леметр не оставил мемуаров, он не любил писать тексты – у него не хватало терпения. Особенно о себе. Хотя, рассказчиком он был прекрасным! Его сын написал воспоминания об отце, но не все они точны.

Автором его лучшей биографии является его поклонник, журналист Анри Леконт. Его монография стала самым полным и точным источником информации о жизни и таланте великого артиста.

Книгу о Фредерике Леметре написала также Елена Львовна Финкельштейн, на сведения которой я ссылаюсь в рассказе о легенде французского театра. (Финкельштейн Е.Л. Фредерик-Леметр. Издательство "Искусство" Ленинградское отделение, 1968).

Эжен Сильвен – актер театра Комеди Франсез, который в 1930 году тоже написал монографию о Фредерике-Леметре, вспоминает: "Я видел, я слышал этого грандиозного актера. Впечатление, которое он произвел на меня в тот вечер, я никогда не забывал и никогда не забуду... В течение моей долгой театральной карьеры я видел многих великих актеров. (…) Но ни один из этих исполинов сцены не мог стереть ни в моих глазах, ни в глубине моего сердца изумительный силуэт Фредерика Леметра (…)".

Мне посчастливилось – я тоже видела Фредерика Леметра на сцене!

В петербургском Театре имени Ленсовета в 2002 году был поставлен спектакль "Фредерик, или Бульвар преступлений". Художественный руководитель – Владислав Пази.  Это пьеса Эрика-Эмманюэля Шмитта о французском драматурге и актере Фредерике Леметре, рассказ, где театр повествует о театре. Жанр этой пьесы определить сложно, ее называют фантазией. Впервые она была поставлена в 1998 году в парижском театре Мариньи с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли. Спектакль побывал во Франции, в Москве, Риге, на многочисленных фестивалях. За двенадцать лет спектакль в Театре имени Ленсовета сыграли двести пятнадцать раз. Главную роль все это время исполнял народный артист России – Сергей Григорьевич Мигицко. За нее он получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга – "Золотой софит".

Сергей Мигицко вспоминал: «Владислав Борисович Пази, светлая ему память, обладал талантом "схватить" шикарный материал. (…)  У нас замечательный актерский ансамбль, мы очень много придумали вместе, прошли огромный путь. Я бы никогда и никому такую роль не отдал.»

И действительно, это была его роль! Сергей Мигицко – актер эмоциональный, харизматичный, талантливый! Волшебный мастер перевоплощений! Ему удалось ярко и правдиво изобразить великого актера и драматурга. И в этом тоже просматривается выбор актера, умение переосмыслить образ, «войти в кожу» персонажа. А находки действительно были! О них Сергей Мигицко рассказал на встрече, посвященной французскому языку, где мне тоже удалось оказаться. Примером может быть работа над образом и памфлетами, которые по сценарию должен был исполнять Фредерик Леметр в своем сценическом образе Робера Макера. В ход пошла и гитара, и гармошка, и гремучая смесь французского языка с русскими сатирическими куплетами… Тут произошло новое переосмысление и образов, и сценария. Зрители отдельно аплодировали этой сцене!

Писатель Эрик-Эмманюэль Шмитт является одним из самых популярных драматургов Европы. Его перу принадлежат романы, повести, новеллы, эссе, киносценарии и пьесы. На прощальном вечере в театре Ленсовета в 2005 году, когда в последний раз играли спектакль "Фредерик…", в зрительном зале был Шмитт. По окончании спектакля публика стоя аплодировала Эрику-Эмманюэлю Шмитту, а он не мог сдержать слез: «Еще раз убедился, что лучшие артисты в мире – в России. Если бы вы знали, насколько для француза трогательно увидеть, как в зимнем Санкт-Петербурге оживает мифический Париж 1830 года, Бульвар Преступлений с его балаганными артистами и страстями!»

Спектакль «Фредерик или Бульвар Преступлений», этот красивый сон о Фредерике Леметре, заканчивается тем, что великого актера в последний день его жизни привозят в театр. Не умирать же столь прославленному человеку на мансарде доходного дома! В последнем видении он встречает свою мать и как в детстве говорит ей:

– Мама! Как здесь красиво!

– О чем ты? Тут ничего не видно! Пойдем!

– Нет, нет, мама! Можно угадать! Я хотел бы остаться здесь! Навсегда!

 


Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7
8

Список иллюстрации


1. Французские театры
2. Бульвар Темпль в Париже
3. Бульвар Темпль
4. Фредерик Леметр на сцене
5. Фредерик Леметр в роли дон Сезанна де Базана
6. Спектакль"Фредерик или Бульвар Преступлений", СПб.
7. Спектакль"Фредерик или Бульвар Преступлений", СПб. В главной роли - Сергей Мигицко
8. Портрет Фредерика Леметра

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Красноярский край
  • Иркутская обл.
  • Еврейская обл.
  • Бурятия

Характер статей


Сборники


Партнеры