Звезда наших странствий


Звезда наших странствий

 

«В Рождество все немного волхвы»*. Чем же мы на них похожи? Как и в них пробуждается в нас под Рождество что-то магическое! Ожидаем мы чуда, предчувствуем неведомое… Устремляемся за звездой, которая укажет нам путь! Просим знака! Ищем настоящее, божественное. А оно рядом!

Кто они были, волхвы? Колдуны? Звездочеты? В той стране, куда они направлялись, подобное ремесло каралось смертной казнью… Эта история давно обросла легендами.

Согласно описанию, волхвы были образованы и богаты, их также называли магами, и они постоянно изучали движение светил. Однажды они заметили на небе необыкновенно яркую звезду. Благодаря этой новой звезде мудрецы сделали пророчество о рождении Спасителя в Вифлееме. Они отправились в путь и почти полгода шли за ней!

Звезда эта была особенная! Сверхъестественную природу той звезды отмечали святые Игнатий Богоносец и Иоанн Златоуст. Игнатий Богоносец пишет: «Эта звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела во всех изумление: все прочие звезды, вместе с солнцем и луной, составляли как бы хор около этой звезды, и она разливала свет свой на все другие светила». Иоанн Златоуст объясняет, что это сам Ангел принял вид звезды. Звезда эта была видна не только ночью, но и днем. Всю дорогу она шла впереди волхвов, останавливалась вместе с ними, но скрылась когда волхвы пришли в Иерусалим. Когда же волхвы пошли в Вифлеем, то она опять явилась. В конце концов, она совсем исчезла, когда указала волхвам место рождения божественного младенца.

Вот это описание – почти все, что было сказано о волхвах… О них говорил в своих текстах только Евангелист Матфей: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка <…> Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Не дождавшись волхвов и почуяв угрозу своему правлению от родившегося Царя Иудейского, разгневанный царь Ирод устроил избиение младенцев, тех, что были от двух лет и меньше.

А Волхвы ушли иным путем. Считается также, что они выбрали не просто другую дорогу, но и иной путь в жизни после встречи с Христом.

Поклонение волхвов это один из самых распространенных сюжетов в религиозном искусстве. Чаще всего выделяется несколько сцен: звезда ведет волхвов, волхвы перед царем Иродом, ангел будит волхвов, поклонение волхвов, волхвы уходят.

Одной из красивейших работ на эту тему является изображение в храме Святого Лазаря в Отене. На резной капители XII века французский скульптор показал сцену, где ангел будит волхвов, которые спят под круглым одеялом-рогожкой. Возраст волхвов разный и сон их отличается: юный Каспар спит безмятежно, старик Мельхиор глубоко и устало, молодой мужчина Валтасар – чутко, он уже просыпается, открывает глаза. Ангел тихонько касается его руки «тонким, божественным пальчиком», а другой рукой указывает на звезду и торопит в путь! Этот рельеф выполнен с большим изяществом, наполнен теплотой образов, которые приятно выделяются среди романских чертей и душераздирающих сцен Страшного суда. Есть в этом храме и еще один сюжет о Рождестве Христовом – Поклонение волхвов. С замиранием сердца волхвы подносят дары будущему Мессии. И он их принимает!

Божественному младенцу поклоняются волхвы и на картинах великих художников: Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, на алтаре Иеронимуса Босха…

Уникальной в своем роде является работа «Поклонение волхвов» Сандро Боттичелли. Эта картина – предстояние перед живым богом семьи Медичи, среди которых художник рисует и свой портрет. Предки и потомки, братья, друзья… И рядом – Святое Семейство! Новорожденный Христос! Здесь и сейчас! Будто и не было долгой череды столетий. Будто он снова родился! А они в Рождество все немного волхвы!

Традиции празднования Рождества живы и сейчас. Очень хочется сделать этот праздник значимым, ярким, особенным. Главное за повседневной суетой не сбиться с пути и найти Христа!

 

Производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы. (…)**

 

Надо сказать, что волхвы, ведомые одной мечтой, были выходцами из разных стран. В связи с этим интересен тот факт, что именно они (чужестранцы, иноверцы, язычники) первыми удостоились увидеть Христа, Ирод же не признал Христа, хотя тот был рожден среди его народа. В христианском учении это символ того, что Христос милостив ко всем, кто искренне ищет духовного совершенства, независимо от происхождения и фактической близости к учителю.

 

Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.***

 

Святитель Григорий Богослов вот так пишет о главном, что поможет помнить о сути Рождества: «Воздай честь малому Вифлеему, который опять привел тебя к раю; преклонись перед яслями (…). Иди со звездой, принеси с волхвами дары — золото, и ливан, и смирну.» ****

  В Рождество все может случиться! Ведь в Рождество все немного волхвы!

 

«Секут нас, как плети,

Ветра и дожди.

Мы вечные дети

На Млечном Пути.

Звезда наших странствий,

гори не сгорай.

Мы ищем, мы ищем

Потерянный рай» *****

 

 

 

*(Бродский И.А. https://azbyka.ru/fiction/v-rozhdestvo-vse-nemnogo-volxvy-brodskij-iosif/)

** там же.

*** там же.

****(Святитель Григорий Богослов. Слово 38, на Богоявление, или на Рождество Спасителя.)

*****Цитата из стихотворения Юрия Рыбчинского


Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7

Список иллюстрации


1. Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов.1304–1306, фреска капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя
2. Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Около 1475 года, галерея Уффици.
3. Поклонение волхвов. Незаконченная ранняя картина итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Галереея Уффици во Флоренции.
4. «Поклонение волхвов» — это триптих, написанный Иеронимом Босхом в 1494 году. Музей Прадо, Мадрид.
5. "Волхвы". Резная капитель собора Сен Лазар в Отёне ,Франция. 1120-1130 гг.
6. "Поклонение волхвов". Рельеф собора Сен Лазар в Отёне ,Франция. 1120-1130 гг.
7. «Ангел, пробуждающий волхвов». Резная капитель собора Сен Лазар в Отёне ,Франция. 1120-1130 гг.

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Удмуртия
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Красноярский край
  • Иркутская обл.
  • Еврейская обл.
  • Бурятия
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры