«Не единою буквой не лгу!»
«Не единою буквой не лгу!»
В конкурсе «Буква. Слово. Книга» ученики Тульской художественной школы участвуют уже четвертый год. Сначала мы представляли работы в номинациях: «Макет книги» и «Иллюстрации», теперь к ним добавился «Шрифт» – от книги мы пришли к букве!
В школе я работаю с маленькими детьми, которые, считают себя большими! А большие люди хотят все делать сами! Конкурсные задания должны быть оригинальными, поэтому они требуют особого внимания, творческого подхода и необыкновенного сотворчества учителя и ученика. «Больших» людей на уроке ждет большая подготовительная работа: разрешаю делать зарисовки, позволяю «покалякать», а потом выходить на большой формат.
За каждым рисунком стоит своя история!
Один из моих учеников – Лебедкин Дмитрий стал в этом году победителем конкурса в номинации «Шрифт». Диме шесть лет, он интересуется борьбой, поэтому на его рисунках часто можно увидеть рыцарей, богатырей и, конечно, динозавров! Несколько раз он пытался приобщить к заданной теме Арнольда Шварценеггера, «потому, что он сильный», но я перенаправила мысль в более мирное русло…
Выбирая сюжет для рисования, мы говорили о важности каждой буквы и о том, что они нам напоминают. Посмотрели множество сложных и изящных примеров буквиц из книг, отрывки из мультфильма про букву «К». Уяснили, что бывает, если буква вдруг убежит: оказывается, может получиться совсем другое слово!
В Туле мы все – «дети родины Толстого», поэтому на уроке привожу пример из жизни великого земляка: рассказываю о том, что Лев Николаевич организовал у себя в Ясной Поляне школу для бедных крестьянских детей. Они очень хотели учиться, просили его научить их писать букву «А». А сейчас часто бывает наоборот: учитель желает дать знания, а дети не всегда хотят их принять и не слушаются. Димка вздыхает: «Хуже непослушных и больных детей только может быть только война! Но защищать Родину надо!» И я поражаюсь глубокомыслию юного мастера… Дима еще плохо выговаривает букву «р». Он ходит на «калатэ», «тленилуется» «болоться».
Дима выбирает для изучения букву «А». Говорим о том, что это первая буква алфавита и перечисляем предметы, начинающиеся с этой буквы: арбуз, апельсин, ананас. Туда Димой благополучно добавляется еще и «агулец»…
Предлагаю ему сделать букву мушкетером. Почему нет?! Они сильные, смелые, да еще и красивые! С плюмажем! Выясняем вместе, кто такие «мушкителы». Наблюдаю, как Дима осторожно рисует тонконогую и хиловатую букву «А», не очень похожую на отважного мушкетера. Однако она крепко стоит на ногах! Сила этого воина явно не в теле, но в духе! И побеждает он, видимо, «не числом, а уменьем». Поэтому «умнице Фортуне, ей-богу, не до вас», уважаемые буквы…
Но рисунок выполнен выразительно, искренне, самостоятельно и невольно вызывает улыбку!
Иллюстрации
Список иллюстрации
1. Статья в мартовском номере журнала "Юный художник"
2. Статья в мартовском номере журнала "Юный художник"
3. Статья в мартовском номере журнала "Юный художник"
4. Лебедкин Дмитрий, 6 лет. Буква "А",бумага, гуашь, 42х29. Преп. Синицына Л.В. ТДХШ
5. Лебедкин Дмитрий, 6 лет. "Мама и ее книги", бумага, гуашь, 29х42. Преп. Синицына Л.В. ТДХШ
6. Некрасова Аделина, 6 лет. В магазине книг, бумага, гуашь, 42х29. Преп. Синицына Л.В. ТДХШ