И Музе я сказал: Осторожно! Пунктиры!
И Музе я сказал: Осторожно! Пунктиры!
В день рождения художника Александра Евгеньевича Новгородского, 20 октября, в Тульской областной научной библиотеке им. В.И. Ленина была открыта выставка «Пунктиры». Мы посетили ее с учащимися художественной школы.
Войдя в зал, я сразу услышала одобрительный шепот: «О! Вот, такое мне нравится!»
Марина Корабельникова – художник, организатор выставки и ученица Александра Евгеньевича Новгородского встречает нас и задает вопрос о том, что именно нравится, кому что близко, что цепляет?
Сразу о картинах сказать трудно… Все нравится! Как ни поверни – красиво! Ритмичное чередование пятен и линий. Физический покой для глаза!
Но о чем эта выставка? Почему пунктиры? В чем замысел?
Мы начинаем рассматривать композиции с Мариной, и на примере одной из работ подробнее останавливается на сложном образе – Птице Счастья завтрашнего дня. Изящная Жар-птица как мечта, запечатленная в разных ипостасях, ведь каждый видит счастье по-своему: одни – в «уверенности сытой», для других «уж лучше пусть откажут тормоза»… Пунктиры – едва видимые нити будущего! «Желаешь двигаться вперёд — пожалуйста!»
Все работы небольшие, квадратные по формату, объединены общим монохромным решением, смысловой канвой и… пунктирами! Отдельные композиции взаимодополняемы и взаимозаменяемы, но от перестановки множителей эта картина не меняется. Шрифтовые элементы, бегущей строкой, словно телеграммы, пронизывают композиции и раскрывают замысел автора: «Бумага все стерпит!», «Атака амуров», «А корабли тонут», «Покупайте троксевазин!», «Время не ждет!», «Я отношусь к себе с иронией»… Так постепенно вырисовывается картина мира, в котором (по представлению художника) живет современный человек. «Человечек маленький, маленький, как дождевая капелька»… Человек, который движется по намеченным пунктирным путям. Как не потерялся он в этом мире?
Так может быть, это и хорошо, что есть у человека в мире уже намеченные пути, кем-то проложенные и предложенные? Пунктиры – протоптанные трассы, проторенные дорожки, ведущие за собой … «Так держать — колесо в колесе! — И доеду туда, куда все.»
Интересно, что на открытии выставки автор добавил к ее названию «Пунктиры» слово «Осторожно!», и это сильно меняет смысл задуманной экспозиции. Такое предостережение неожиданно наводит на мысль о лишении выбора. Изображаемый мир становится похож на странный, очень сложный, отлаженный механизм. Нет, не на хаос, в котором беспорядочно движутся обломки целого: проплывают обрывки фраз, бессмысленно блуждают и сталкиваются архетипы, клипы, чипы… А именно структура, этакий городок в табакерке, в котором идет компьютерная игра по правилам, и правила эти, как ПДД, нельзя отменить. Шаги – предсказуемы, нарушения – наказуемы! И выйти из этой игры-ловушки сложно. «Крутые скользкие края имеет эта колея». Пунктиры – предопределения и хитросплетения судьбы, прорытые колеи, готовые решения, далеко идущие планы человека. О птице счастья. О вечном двигателе. О маленькой победоносной войне. О бессмертии… Мечтать не вредно! Но, как говорится: хочешь рассмешить Бога…
Во время изучения экспозиции в моей памяти всплывает одна работа из этой серии, которая не представлена на выставке. У меня нашлось ее фото, сделанное в мастерской. Поэтому, хотелось бы сказать о ней. Эта работа имеет тот же формат и колорит, что и все части этой серии, на темном фоне четко читается светлый «разорванный» силуэт фигуры с женским лицом, видна большая диагональ, глава храма и пунктиры. Текстовое дополнение выглядит так: «И Музе я сказал: Гляди!» «Муза», «Сестра». Эти строки отсылают нас к произведению Николая Алексеевича Некрасова. Приведу полный текст антикрепостнического стихотворения, которое было написано поэтом в 1848 году:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
Пытаясь разобраться в понятиях и событиях, выясняю, что Некрасов многое сказал образно и иносказательно. На Сенной публичное наказание он видеть не мог, женщин кнутом не били и публично не наказывали, а к моменту написания стихотворения кнут был три года как отменен и заменен на плеть… И вообще, в стихотворении был отражен образ несчастливой судьбы самого Некрасова, обреченного в молодости скитаться по трущобам Петербурга.
Однако, речь у Николая Алексеевича идет о музе и о крепостной женщине. Автор называет крестьянку родной сестрой музы! Раз сестра родная, то вероятно, она на музу похожа. Чем же похожа? Ведь муза – это та, кто вдохновляет. Получается, что у Некрасова две Музы: поэзия и крестьянка. Они обе вдохновляют его и обе страдают: крестьянку избивают, а поэзии в обществе не дают хода, и она должна «прикидываться прозою». Перечеркнутые крест-накрест красными чернилами стихи, которые не принимали в редакции, напоминали А.К. Некрасову человека, изуродованного шрамами – следами от кнута.
Обе Музы поэта вынуждены молчать. Почему? Одно из существующих мнений говорит о том, что муза-крестьянка молчит неспроста! Значит: знает за собой вину! Но за мелкие провинности не пороли. К такому действию могло привести только тяжкое преступление, вроде разрытия и осквернения могил или ограбления церкви со взломом… Молчание крестьянки трактовалось так же, как проявление необыкновенной силы воли, но как выяснилось, у тех, кого били кнутом, после нескольких ударов голос пропадал сам. Поэтому молчание женщины – это не признак ее гордости и терпения, а символ ужасной боли и невыносимых страданий, к которым у Некрасова приобщались и страдания всего простого народа. В своих поэтических строках он говорит о Музе: «сестра народа и моя». Свою Музу он описывает не как поющую и прекрасную. Он говорит, что такая Муза «в пеленках у меня свирели не забыла».
Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков
Муза Некрасова, как и крестьянка, иногда пела ему грустные песни, стонала, страдала и старилась вместе с ним.
Но обращаясь к стихам Некрасова, Александр Евгеньевич Новгородский создает образ своей Музы. Какая же она, Муза художника? Очень подозреваю, что у моего учителя она не одна! Среди тех, кто его вдохновляет, точно есть сама покровительница искусств – Минерва! А также, нередко навещает его Евтерпа – Муза стихосложения… Что же касается Муз «из народа», то их много! В каждой женщине он видит красоту и неповторимость, ценит милосердие и щедрость, он восхищается ее долготерпением и силе духа! И он сопереживает вместе с ней!
Его Муза – современная женщина. Какой видит ее художник? Как изображает в своих композициях? Очень и очень разной! Она то задумчивая, то тревожная, то растерянная. Так много всего ей нужно уметь в этой жизни! Ей необходимо: разбираться в событиях мировой политики, платить по счетам, водить авто, знать о текущих скидках, быть расторопной с мужем и детьми, быстро отдыхать по дому… Она напряжена и испугана, так как она боится неопределенности судьбы, опоздания на работу, невнятного финансового будущего, коррупции, потери телефона, нежелательной беременности, ядерной войны, конца света и Бог знает, чего еще… Она может не есть, работать ночами, ходить бесшумно, что-то мастерить из ничего между плитой и корытом… И при этом выглядеть стильно! Красивая кукла! Она крутится и вертится как заведенная. Она живет в той же системе координат, где проложены пунктиры…
«Западня» – так называется одна из композиций серии. Есть ли выход из нее? Каждый ищет его сам! Сам избавляется от собственных страхов и иллюзий. Несмотря на то, что есть стандарты и системы, образцы и шаблоны, пророчества и приметы. Несмотря на то, что город отнимает силы и у людей на людей аллергия…
Александр Евгеньевич Новгородский видит спасение в сохранении человечности в человеке. В сохранении и развитии его творчества. Чтобы он не был ведомым безликим человечком, не одурманивал себя алкоголем и табаком, но обладал человеческим достоинством, знал свою историю, берег природу, любил и заботился о своей семье, углублял понимание задач своей жизни, а ото значит: учился внимательно и осторожно разбираться со своими пунктирами… Они – только предположения, только намеки и наметки для будущих свершений!
«Эй вы, задние, делай как я!
Это значит — не надо за мной.
Колея эта — только моя,
Выбирайтесь своей колеёй!» (В.С. Высоцкий)
Иллюстрации
Список иллюстрации
1. "Художник и Муза", А.Е. Новгородский
2. "Кукла", А.Е. Новгородский
3. "Муза", А.Е. Новгородский
4. "И Музе я сказал... ", А.Е. Новгородский