Учитель не тот, кто учит


Учитель не тот, кто учит

Учитель не тот, кто учит

Учитель тот, у кого учатся

 

– Нет! Интересное дело! С какой стати я стала сочинять мемуары? Может быть мне пока «рано жить воспоминаниями»? – подумала я, начиная писать этот текст, и тут же вспомнила, что это он так часто говорил…Интересное дело!  

Минуло семь лет, как я преподаю в художественной школе, а ведь когда-то пришла сюда как ученица. С огромной теплотой вспоминаю я годы нашей учебы. Но сегодня хотелось бы не просто вспомнить, а так глубоко копнуть в прошлое, чтобы найти корни тех вершков, что проросли в настоящем. Отыскать то, что было заложено моим учителем.

 Научить ученика быть учеником трудно, особенно без его горячего желания. Я бы даже сказала: невозможно. И уж тем более невозможно научить учителя быть учителем! Настоящий учитель, как библейский сеятель, сеет зерна знаний щедро и беспристрастно. А дальше… Как само получится! На какую почву зерно упадет… Видимо, у меня почва оказалась благоприятная. Хотелось учиться, но и школа была особая! В основной школе ведь как? Известно как! Тут мне вспоминаются слова Е. Гришковца: «И ведь ты все выучил, и уроки сделаны, и, в общем, бояться нечего. (…) Но ты идешь… Ужас…Просто ты еще не знаешь, что учительница тебя не любит. Нет, не потому, что ты такой или сякой. А просто она тебя сильно не любит. Ты еще не догадываешься, что тебя могут не любить (…)». В художественной школе было иначе: нас любили!

– Меня зовут Максимов Евгений Николаевич! Я буду вашим классным руководителем. – Сказал незнакомый пожилой человек, окинув нас интригующе хитрым взглядом. В уголках его глаз образовались замечательные складочки-лапки. А я подумала, что с такими глазами нельзя не любить детей.

С этого его первого взгляда и началась моя любовь. Сразу ко всему в художественной школе. Было какое-то удивительное очарование в маленьких классах старой школы, в натюрмортах с листьями и птицами, в молчании гипсовых статуй, в мерном шуршании дождя за окном…

Это была такая любовь, что не позволяла мне не сделать домашнее задание, спорить с учителем или опоздать на урок. Приезжать приходилось издалека, из района, и уже к восьми утра я стояла у дверей художественной школы. Зимой в это время было еще совсем темно. Мой учитель открывал школу.

– Ну, что?! Стоишь, голубушка?! Не замерзла? – говорил он мне. Это звучало почти как в сказке: «Тепло ли тебе, девица?»

– Неет! Не замерзла! – мотала я головой, околевая от холода.

 

***

Он умел учить молча. Иногда просто подходил, стоял и молчал позади нас. Долго молчал. И работать в эти минуты было невозможно. А потом говорил что-нибудь важное по ведению работы сразу для всех.

Однажды он смотрел вот так, смотрел на мою работу и … Не выдержал!

– Ох, Синицына! Ох, Синицына! А ну-ка, встань! Ну, куда же ты такие яркие цвета лепишь?!

Это был уникальный случай! Мастер-класс! И весь класс столпился посмотреть на работу мастера.

Он стал смешивать широкой беличьей кистью краски на палитре. Получались необыкновенно благородные, глубокие и насыщенные цвета: болотный, коричневато-красные, оттенки серого. Крупными мазками он выкладывал их рядом, прописывая складки тканей.

– Не  вижу ничего! Держи кисточку! Волшебная!  

Какое то время все молча стояли у моей работы.

Он не любил, когда много говорят. И как-то бросил случайно:

– Придешь домой вечером, а там все говорят, говорят… А вы за день не наговорились что ли?

В классе тоже любил тишину и сосредоточенность на работе.

– Так… Интересное дело! А что это вы разболтались? Вот некоторые все успевают: и поработать, и поболтать. И что вы сделали? Выкрасить и выбросить!

– Вот интересно: Люд, ты заборы красить умеешь?

– Да. И крышу красила, и дом…

­– Так. Пойдем! Дам тебе ведро краски, будешь красить. Скульптуру!

Красить пришлось скульптуру Дорифора. Идеал греческой классики пал жертвой вандализма – на нем были отпечатки чьих-то рук. Мне вручили кисть и эмульсионную краску…

Позже я узнала о полихромии в греческой скульптуре, но пока мы свято верили в ее благородную белоснежную чистоту и красоту… И я красила!

Прошло время. Дорифор все такой же белый и даже стоит на том же месте, у нашего класса. Как-то раз перед открытием выставки меня спросили:

– Где будет открываться эта выставка?

– Идите в Дорифор-холл!

– Чегооо? Это что, зал с голым мужиком, что ли?!

– Он копьеносец, вообще-то! – заметила я.

 

***

На просмотре работ мой учитель был отстраненным, строгим, будто бы не замечал нас вовсе. Как представитель какой-то высшей власти, он ребовал, чтобы все было правильно. Когда комиссия проходила, долго обсуждал с нами результаты.

Как-то после занятий он достал папку с рисунками учеников разных лет, и мы их рассматривали. Почему-то тогда он становился напряженным и грустным.

– Это вот Пашка рисовал. Пашка, Пашка… Где теперь этот Пашка?

Порою он просто задумывался, глядя «вникуда». При этом, он смешно вытягивал вперед губы, и было понятно, что он сейчас нас не видит: улетел куда-то далеко… В такие минуты он напоминал мне Антуана де Сент-Экзюпери. А я тогда уже знала, кто такой Сент-Экзюпери! Французский писатель и военный летчик! Это он поведал о человеческой стойкости своего друга, выжившего в ледяных снегах. Это он придумал историю о Маленьком Принце, который узнал от Лиса, что самого главного глазами не увидишь, а  зорко только сердце. Наверное, Сент-Экзюпери обязательно выглядел бы так же, как мой учитель, если бы дожил до его седин. Но… он в последний раз улетел в небо молодым.

 

***

Юмор у моего учителя был особый, деликатный:

– Молодец! Молодец! Теперь погладь себя по северному полюсу! Прийдешь сегодня домой. Там на полке два пирожка. Один пирожок не трожь, другой положь!

Или загадывал загадки вроде: Плывет корабль, а маяк на берегу то погаснет, то потухнет. Вот скажи, доплывет корабль до берега?

– Как с вами не шутить? – вспоминал он позже. – Вы были такие уставшие!

Но мы и сами находили время пошутить и пошалить. Иногда в отсутствие учителя в классе разворачивались целые «бои» между мальчишками и девчонками. Нашими снарядами были канцелярские кнопки. Их кидали горстями, а иногда высыпали на головы «недругам» целыми коробками…Подошвы второй обуви были сплошь покрыты кнопками. И я была подкована на обе ноги как тульская блоха. Иногда в прическе можно было обнаружить остатки снарядов вчерашней перестрелки.

Евгений Николаевич заходил в класс, и одного выражения его лица было достаточно…

– Сегодня будет родительское собрание! Родители придут?

– Это конец! – думала я, сжимаясь в комочек.

Моя мама приходила всегда.

– Ну как она тут? – заискивающе спрашивала она у Евгения Николаевича.

– Все хорошо! Молодец! Они тут, правда, с температурой сидят. В школу не идут, а сюда приезжают! Но стараются! А Вы… Может быть отпустите ее в Рязань учиться?

– Да как же я отпущу? Далеко так!

– В общежитии поживет. Самостоятельная будет! (Подмигивает мне.) Самое главное, что у нее есть творческая жилка!

 Мне хотелось пожить в общежитии и очень хотелось стать самостоятельной. Жизнь дала мне такую возможность. Чуть позже. Но, работая с малышами, я и теперь все думаю: где же у этих козявок эта самая творческая жилка? Как ее нащупать? Я люблю пошутить с детьми. Люблю, когда они смеются. И еще, я всегда помню о том, что на родительском собрании не стоит рассказывать родителям всю правду о детских шалостях...

 

***

– Нет! Интересное дело! Где мои очки? Это Синицына опять их куда-то дела!

– Ну, вот! Опять по фамилии! – подумала я, – То: Боречка, Андрюшенька, голубушка, а то… Обидно стало. На глаза навернулись слезы. А он ведь просто пошутил!

С самого начала моей преподавательской карьеры мне всегда как-то неловко называть ребенка только по фамилии. Учеников у меня много, поэтому не то, что имена, даже фамилии все я запомнить не могу. Разве что особо выдающиеся, такие как: Полубесова, Пиндюрина или, скажем, Баумесбергер… Иногда маленькие дети свою фамилию и выговорить-то не могут. «На заре туманной юности» посчастливилось мне целый год работать в сельской школе учителем рисования. В конце урока дети показывали рисунки, я выставляла оценки.

– Какая твоя фамилия?– спросила я худенького, как опенок, первоклассника.

– Майзов!

– Майзов?

Ищу фамилию в списке. Перемена пять минут! Нужно успеть перебраться в другой класс с коробкой банок и кучей ненаглядных пособий.

– Я не Майзов! Я Майзов!

– Не могу найти!

– Людмила Владимировна! Да он Моржов! – кричат его одноклассники.

– Ооох!

Однажды… Спустя четверть века… Я оказалась в гостях. Меня представили незнакомым людям.

– А я у Людмилы Владимировны учился! – застенчиво улыбаясь, сказал бородатый мужчина.

– Скажите какая у Вас фамилия? Может быть, я вспомню?

– Я – Моржов!

– Оооох! Помню!

 

***

– Нет! Мне интересно… Синицына! Ты когда мне этюды с Байкала привезешь?

– Я там… не была! – отвечала я, улыбаясь, чувствуя подвох.

– Нет! Ну, это вообще! Живет рядом и не была!

– А где это?

– Где! Карьер каменный знаешь в Барсуках! Его местным Байкалом зовут! Так что… жду когда ты оттуда этюды привезешь. И чтобы рябь на воде была!

В первый день пленэрной практики я принесла большой этюдник, попутно отбив ноги себе и многочисленным людям в транспорте. Что-то мурлыкая под нос, я шагала впереди группы рядом с учителем.

– Ты кууууда?!! Идет она! То в небо, то в землю смотрит! – вскрикнул мой учитель и «схватил меня за то, что ближе лежало» – за этюдник. Мимо нас, совсем рядом, промчался на большой скорости автомобиль.

Теперь я вожу сама группы и понимаю, какая это огромная ответственность. Постоянно оборачиваюсь и считаю: два, четыре, шесть, восемь…

– Дочка! Можно я тебе что скажу? У тебя их два десятка! Ты ведь всех их даже не видишь. Стань за ними сзади и считай. А вообще, в таких случаях вас должно быть двое! – остановил меня однажды встревоженный дедуля.

Когда мы идем с детьми на выставку, мне порой кажется, что впереди мелькает знакомый силуэт,  – впереди идет мой учитель! Нас двое!

Евгений Николаевич водил нас на пленэры по городу. Кремль, драмтеатр, лодочная станция…

Как-то среди одноклассников я услышала полный возмущения вопрос: «Почему другие группы выезжают на пленэры, живут там, а мы нет?» Но я очень скоро поняла, почему.

Мы рисовали на лодочной станции. Река Упа, пристань, на воде рябь… Уже собрались уходить, складывали вещи.

– Люд… Подними с земли мою сумку! – тихо попросил меня Евгений Николаевич.

– Вот! Пожалуйста!

– А то я вчера наклонился… И упал на колени! Представляешь?! Все идут, а я на коленях стою! Как дурак…

 

***

 

Я наблюдала, как он общается  с коллегами: уважительно. В школе преподавали в основном мужчины. Бывало, что иногда приходил к нам в класс Лев Николаевич Овсянников или сам Евгений Николаевич шел к нему, они что-то оживленно обсуждали.

Директор школы Евгений Иванович Денисов не раз заходил к нам в класс с попугайчиком на плече. Всех забавляло то, как птичка бегала по костюму, кивала головой и вынимала из нагрудного кармашка носовой платочек. А директор что-нибудь строго говорил:

– Значит так…Тех, кто портит и грызет муляжи (яблоки и груши) предупреждаю, что я их намазал таким интересным веществом…Что до кабинета задумчивости не добежите!

– Жанночка! Жанночка! Посиди с нами! – ласково обращался наш учитель к библиотекарше. В уголках его глаз опять образовывались те самые замечательные складочки-лапки, которые я так любила.

У преподавателей был свой коллектив, своя жизнь, и иногда нам открывались их небольшие «секретики». Однажды мы услышали такую фразу из разговора: «Надо у Малыша спросить». И было невозможно любопытно узнать, кого это они так называют? Когда мы узнали, кто это, удивлению нашему не было предела. Это был скульптор, самый высокий преподаватель в художественной  школе! Может они называли его так потому, что он был гораздо моложе? Именно он однажды сравнил моего учителя с большой скалой, на которой некоторые ученики все-таки «приживаются». Более того, в каждом выпуске, по его словам, был один ученик, который его просто обожал. Видимо, я прижилась. Как цветок.

На праздники я дарила ему цветы. Сначала таскала из собственного сада. Потом покупала розы.

– Ой, подхалимы! Ой, подхалимы! Спасибо! – говорил он, смеясь. Но я знаю, что ему было приятно.

Я поступила в художественное училище в Туле. Занимались мы тогда в помещении художественной школы. Рисовали в коридоре греческую скульптуру. Евгений Николаевич подошел, поздоровался. Он долго стоял у меня за спиной, молчал, потом сказал:

– Рисунок дохлый! Композиция паршивая! Ладно. Рисуй, рисуй! Молодец!

И ушел. Возвращаясь, он протянул мне две конфеты и сказал шепотом:

– Людочка! На! Держи! Это тебе! Конфетки! Приходи в гости. Воды из-под крана нальем, вскипятим! Чай пить будем!

Я боялась. Не пришла.

Потом, спустя время, позвонила. Женский голос ответил, что Евгений Николаевич умер. Он умер в свой день рождения, двадцать девятого ноября. В один момент мне стало страшно, больно и глупо от осознания горькой правды и собственной беспомощности. Щемящее чувство вины не давало покоя…

Я могла бы уделить ему внимание! Могла бы узнать о нем больше. Могла бы что- то сделать для него. Могла бы…Последнее время он казался мне замкнутым и одиноким. Что случилось? Думаю то, что случается со многими художниками, поэтами и просто с неравнодушными людьми, у которых тонкая «кожа». Они не справляются с тяжестью жизни, с ее печалью и болью. С ее неумолимой, невыносимой безжалостностью! Не могут защитить от нее свои зоркие, но ранимые сердца. Они ставят себе слишком высокую планку. И дарят себя другим слишком щедро…

Я не перестала любить его. Появилась не проходящая боль разлуки.

Если бы я могла вновь встретить моего учителя! Сколько я могла бы ему всего  рассказать! Сколько бы шуток вспомнила! Сколько бы роз еще подарила… И училась бы, училась у него! Долго, долго… И радовалась бы, чувствуя на себе его любящий взгляд со складочками-лапками…

Потому, что учитель не тот, кто учит, а тот, кто любит!

 

Светлой памяти моего учителя посвящаю…

 

Дикий виноград

 

Среди заборов и оград,

Наполнив кисти темной кровью,

На скудной почве Подмосковья

В камнях рос дикий виноград.

 

Ему холодная заря

Казалась бесконечно нежной,

И он смеялся безмятежно

Над запустеньем ноября.

 

Плодами кислыми богат,

Он жил в краю, где мало света,

Но раздавал подарки лета

Как южный солнечный собрат.

 

И виноградная слеза

Была в купели для крещения,

Святой водой и всепрощением,

Была бальзамом на глаза…

 

Он был богаче короля!

Седой и мудрый, света полный…

Но незаметно и безмолвно

Уснул под вьюги февраля.

 

Не оживит его гроза

Бессильно кисти в землю лягут,

Но из созревших спелых ягод

Воспрянет юная лоза!

               

Среди заборов и оград,

Наполнив кисти темной кровью,

На скудной почве Подмосковья

Вновь зреет дикий виноград…

 

 

Благодарю за создание этой статьи: В.Н. Соломатина, В.В. Сумарокова, К.А. Никитского, С.Г. Рыбакова, Г.К. Гаеву, Б.П. Колоскова, А.Ю. Фокина, С.Э. Фролова.

 


Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7
8

Список иллюстрации


1. Выпуск ТДХШ , 1992 г.
2. Пленэр у стен Тульского Кремля
3. На пленэре с П.Н. Шамаевым
4. Переезд художественной школы в новое помещение
5. Максимов Евгений Николаевич
6. Максимов Евгений Николаевич
7. Антуан де Сент-Экзюпери
8. Максимов Евгений Николаевич

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Красноярский край
  • Иркутская обл.
  • Бурятия

Характер статей


Сборники


Партнеры