Были бы краски!


Были бы краски!

 

Один учитель учит нас в жизни грамоте и математике, иные – пению и танцам, а у этого Учителя был особый дар – умение открывать Красоту. Ту самую, которая однажды обязательно спасет мир! Настоящую! Татьяна Алексеевна Шаповалова была мастером по стеклу, фаянсу и фарфору. Позже стала мастером и по филимоновской игрушке. Родилась она 6 августа 1936 года в городе Жданов Донецкой области, на Украине. Окончила Луганское Государственное художественное училище по специальности художественной керамики. Работала на Ферганской художественной швейной фабрике в качестве мастера художественной росписи тканей, была учителем рисования в школах и кружках. Она находила красоту в мелочах, создавала ее, окружала себя ею и учила других  погружаться в красоту, жить по ее законам. Делала она это как-то исподволь, незаметно: обращала внимание на вроде бы привычную форму, находила в ней необычное, изюминку, любовалась, восхищалась. И что-то неведомое, огромное пробуждалось в нас, учениках… мы открывали в себе настоящего зрителя, а потом и творца.

Каждому, кто с ней общался, Татьяна Алексеевна подарила кусочек Красоты. Прошло много лет, но в беседах с ее учениками неожиданно выясняется, что многие до сих пор помнят, как составлять декоративные композиции, как подбирать цвета, как работать с глиной. Умеют слепить свисток, коня, петушка, барыньку… Значит научила!

Татьяна Алексеевна всегда сама рисовала. Безусловно, она была колористом – художником, который различает множество оттенков цветов. Она говорила о себе: «Так много цветов видела, что прищуриваться приходилось, чтобы обобщить». Дочь Татьяны Алексеевны, Ольга, вспоминала: «Утром встаем, а мамы нет дома. Через некоторое время она приходит с рисунками, этюдами. Оказывается, что она ушла рано утром на пленэр и писала рассвет». Именно от Татьяны Алексеевны мы узнавали многое о цветоведении: «Черный цвет – «теплый», а белый – «холодный» и хранит в себе все цвета радуги. Такие цвета, как красный и зеленый называются дополнительными. А до чего они дополняют друг друга? Правильно! До серого!»

В художественной школе Татьяна Алексеевна преподавала прикладную композицию и не раз вдохновенно объясняла это сложное для детей понятие: «Композиция – сочинение, построение. Красота! А почему прикладная? К чему прикладывается? Да ко всему, что нас окружает! Одежда человека, его жилье, посуда, игрушки!»

На уроках Татьяна Алексеевна учила размышлять с карандашом. Ученики выполняли эскизы геометрических и растительных орнаментов в полосе, в квадрате, в круге. Она задавала вопрос и часто сама отвечала: «К треугольнику какая фигура подходит больше всего? Треугольник! А к половинке круга? Правильно: половинка круга!»

Никогда она не называла никого из учеников (даже очень слабеньких) бездарными, глупыми, не способными ничего понять. С сожалением качала она головой и вздыхала: «Не научили!..» Она любила детей, могла определить их способности и развить их. А нам говорила так, когда замечала две похожие работы: «Если ты видишь, что у тебя сосед срисовывает, то возьми и переделай! Почему? Потому, что ты можешь это сделать, а он нет!» Однажды она рассказала мне об одном курьезном случае. В конце урока с младшими школьниками к ней подошел кто-то из родителей и спросил, когда же дети, наконец, начнут рисовать гипсовые головы? Это вызвало огромное удивление у преподавателя, ведь задания такой сложности выполняются старшими учениками! И ответ был таков: «Да. Они будут рисовать головы! Позже. А пока мы выяснили с ними, что между небом и землей нет дырки!»

Татьяна Алексеевна очень любила цветы. Рисовала, лепила, создавала флористические композиции. Цветы и так красивы, но от небольшой зарисовки ученикам надо было прийти к созданию собственного декоративного образа. Самим увидеть и создать красоту! Многое в работе художника-прикладника основано на стилизации. Об этом задании наш учитель говорила так: «Что такое «стилизация? Это очень просто. Это значит… упрощенное и украшенное!» И мы наблюдали волшебное превращение листика березы или маковой коробочки в сказочный листик, в маковую коробочку расписную… В классе у Татьяны Алексеевны круглый год стояли белые пушистые одуванчики, и всем было интересно, почему они не облетают. Однажды она все-таки открыла нам секрет этого чуда: они были обрызганы лаком для волос…

Бумажные фокусы с учителем тоже были необычайно привлекательны. На основе приобретенных знаний о бумажной пластике, Татьяна Алексеевна многое придумывала сама: работы с полосами, конусами, создание прорезных открыток, квиллинг. И во всем ощущалось ее утонченное восприятие красоты, деликатность в использовании материалов. Бумагу она берегла, собирала и хранила всякую, так как магазинные наборы цветной бумаги не дают вариантов оттенков. Аккуратность и осмысленность всегда прослеживались в ее работе: «Важно не помять, не намазать бумагу, аккуратно сложить. Нужно только надрезать, а не зарезать ее». Эта бережливость была в ней заложена с детства. Она была ребенком, выросшим в военное время, и рассказала нам, как ее мать делила хлеб на маленькие кусочки, давала детям, а остальное прятала. Но дети искали и часто находили этот хлеб. Однажды мать спрятала хлеб, привязав его снизу к сетке кровати. Дети очень долго искали и нашли хлеб перед самым приходом матери. Она увидела, что они сидят и едят под кроватью. Заплакала, хлеб отнимать не стала.

Но особую красоту находила Татьяна Алексеевна в народной игрушке и высказалась о ней таким образом: «Традиционная народная игрушка выполняет роль произведения искусства. Она имеет ряд качеств, которые принадлежат общим эстетическим нормам прикладного искусства. Функциональность формы, материальность игрушки и декоративная образность — основные «заповеди» прикладного искусства». Эти же «заповеди» она упоминала, говоря о русских народных промыслах: форма, материал и декор. Если три эти основы сохранены, то можно называть изделие предметом народного промысла. Игрушки она представляла как «пластические импровизации» в народном искусстве. Дерущиеся петушки, мишка смотрится в зеркало, танцующие пары, доярка с коровой, лисички и коты, играющие на гармошке…

Татьяна Алексеевна обучалась мастерству выполнения игрушки у потомственных филимоновских мастериц – Дербенёвой Анны Иосифовны и Евдокимовой Елены Кузьминичны, приезжала не раз к ним в деревню, наблюдала за их творческой работой. Каждая мастерица привнесла в промысел что-то свое, особенное. Говоря о творческом методе Татьяны Алексеевны, можно выделить особую оригинальность и динамичность образов в ее работах. Игрушка ее плотная, коренастая. Пластика фигурок сложная. Когда мы лепили, Татьяна Алексеевна постоянно напоминала: «Петушок должен быть подтянутым, сытым, а зобик его – полным». Этот принцип заложен в ее игрушках. На основе филимоновской игрушки ею был разработан и выполнен подарочный комплект шахмат. Уникальный в своем роде!

Порядок и постепенность в любой работе были для Татьяны Алексеевны основой. Она показывала, как приготовить глину к работе: «А ты пообнимай, пообнимай ее! Глина любит, когда ее обнимают!». Потом мы мыли руки. Вся дальнейшая работа велась только чистыми руками.

Многие филимоновские игрушки являются свистульками. Да и самих филимоновских мастериц называли в деревне именно так. Научиться делать своими руками свисток из глины было особенно интересно! И трудно. Татьяна Алексеевна рисовала схемки, объясняла, как движется воздух, откуда берется свист, как меняется звук, когда появляются отверстия-свирельки. Снова и снова показывала прием выполнения свистка: резервуар с воздухом закрывался, выполнялась дорожка, делалось отверстие, и… свисток издавал звук! Он неизменно вызывал возгласы удивления и восторга! А Татьяна Алексеевна следила за ходом работы: «Сначала делаем свисток, потом голову. А то конь обернется, посмотрит, что у него сзади и… заплачет!»

Мы ждали обжига игрушек, так как очень часто работы отдавали авторам на память. Это было так необычно! Филимоновская глина (синика) при обжиге меняла свой темный цвет на белый, давала усадку. Порою, обожженное изделие сразу трудно было узнать. Если попадало небольшое количество песка, то игрушка становилась розовой. Это было тоже красиво! Волшебно! Обожженные игрушки стояли рядами. Глаза Татьяны Алексеевны светились от счастья: «Люблю, когда их много! Ах! Какие красавцы!»

Со времен обучения у меня дома хранится сувенир – небольшой круглый рельеф с барашком – маленький кусочек красоты, который подарила мне Татьяна Алексеевна.

Рассказывала нам Татьяна Алексеевна и об анилиновых красителях – новых ярких красках. Желтая, красная, зеленая – основные цвета в росписи филимоновской игрушки, но раньше их создавали на натуральных соках, отварах и яйце. Такие краски быстро выцветали, пачкали руки и губы. Современные краски имеют много преимуществ, но они дорогие, не всегда их можно достать. Помнятся слова Татьяны Алексеевны о росписи игрушки: «Окрашиваем игрушку аккуратно! Мы же не пяткой на нее наступать будем, а губами прикасаться!» Мастерицы говорили о росписи: «буду писать игрушку». Не «красить», а именно «писать»! Писали мастерицы перышком, и рисунки на игрушках получались не хуже тех, что сделаны кистью.

Что нужно настоящему художнику в жизни? Краски! Чтобы заниматься любимым делом, в котором сам художник и живет. Татьяна Алексеевна верила, что и после ухода человека из этого мира, суть его получит возможность служить Красоте. Родственники Татьяны Алексеевны слышали, как она с надеждой говорила: «Хорошо бы было, если бы и на небесах были краски!»

А на небе красок столько… Сколько душе угодно!


Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7

Список иллюстрации


1. Шаповалова Татьяна Алексеевна
2. На уроке Прикладной композиции
3. Филимоновская игрушка "Барашек". Автор - Шаповалова Т.А.
4. Филимоновская игрушка "Всадник". Автор - Шаповалова Т.А.
5. Филимоновская игрушка "Курочка с цыпленком". Автор - Шаповалова Т.А.
6. Филимоновская игрушка. Композиция. Автор - Шаповалова Т.А.
7. Филимоновская игрушка "Лисичка". Автор - Шаповалова Т.А.

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Ярославская обл.
  • Ямало-Ненецкий АО
  • Чукотский АО
  • Чувашия
  • Читинская обл.
  • Чеченская республика
  • Челябинская обл.
  • Хакасия
  • Хабаровский край
  • Ульяновская обл.
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Тува (Тувинская Респ.)
  • Тамбовская обл.
  • Смоленская обл.
  • Северная Осетия
  • Сахалин
  • Саратовская обл.
  • Самарская обл.
  • Ростовская обл.
  • Псковская обл.
  • Пермский край
  • Пензенская обл.
  • Орловская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Омская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Новгородская обл.
  • Нижегородская (Горьковская)
  • Мурманская обл.
  • Марий Эл
  • Магаданская обл.
  • Липецкая обл.
  • Курганская обл.
  • Красноярский край
  • Костромская обл.
  • Кировская обл.
  • Кемеровская обл.
  • Карелия
  • Камчатская обл.
  • Калужская обл.
  • Калмыкия
  • Иркутская обл.
  • Ивановская обл.
  • Дагестан
  • Воронежская обл.
  • Вологодская обл.
  • Владимирская обл.
  • Бурятия
  • Белгородская обл.
  • Башкортостан(Башкирия)
  • Астраханская обл.
  • Архангельская обл.
  • Амурская обл.
  • Алтайский край
  • Адыгея
  • Татарстан
  • Свердловская обл.
  • Краснодарский край
  • Санкт-Петербург и область
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры