ОБЛАСТНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Пути совершенствования методики преподавания станковой композиции в ДХШ, ДШИ».
3 марта в Тульской детской художественной школе им. В. Д. Поленова при организационно-методической поддержке учебно-методического центра по образованию и повышению квалификации состоялся областной методический семинар «Пути совершенствования методики преподавания станковой композиции в ДХШ, ДШИ». Материал подготовили: Голубенко Виктория Васильевна – заведующая учебно-методическим отделом ТДХШ им. В.Д. Поленова, преподаватель; Глущенков Вадим Алексеевич – преподаватель, член СДР.
Ввиду социальных ограничений, областной семинар прошел в закрытом формате, методические материалы размещены на нашем сайте.
«Важно увлечь ребенка содержательной задачей и в то же время деликатно отнестись к той «ступеньке», на которой тот в данный момент находится».
(А. Звонкин, «Малыши и математика», М. 2006)
Каждый преподаватель ДШИ (ДХШ) в той или иной степени сталкивается с проблемой выполнения учениками задания по станковой композиции. Давайте же разберемся в причинах слабой композиции в художественной школе.
Сегодняшние дети заметно отличаются от детей прежних десятилетий: увлеченности значительно поубавилось, окружающий мир воспринимается глазами почти прагматиков. Они порой искренне не понимают, что такое художественное воспитание и обучение, чего от них хотят, даже литература и поэзия часто воспринимаются ими как информация. Чтобы вернуть подростка в его естественное состояние открытости, доброты, умения удивляться, требуется очень много усилий.
Существует ряд проблем, связанных с организацией времени ребенка, особенностями восприятия ими информации. Многие учащиеся посещают репетиторов, загружены в общеобразовательной школе мало читают. Особенно трудно приходится ученикам 9-ых и 11-ых классов, которые вынуждены совмещать учебу в ДШИ (ДХШ) и подготовку к выпускным экзаменам. Поэтому они стремятся получить готовые, лаконичные, иногда односложные ответы на поставленные вопросы, выполнить задания с помощью Интернета.
Наша программа обучения изобразительному искусству строится на традиционной русской академической школе, которая требует от педагогов профессионализма и понимая особенностей работы с детьми, доброго к ним отношения. С одной стороны – нет ничего плохого в сохранении традиций, но с другой – художественная школа сейчас должна меняться вместе со своими учениками. В первую очередь это касается преподавателей, привыкших работать «по старинке», опираясь на директивные указания.
Любой школьник мечтает об Учителе – мудром и внимательном взрослом, который не ограничен узкими воспитательными рамками и установками. Есть прямая закономерность – если учителя любят, то и предмет, который он преподает, оказывается любимым. Потому что учителю в таких случаях удается не только возбудить интерес к предмету, но и создать положительную атмосферу общения в целом. Талантливый педагог умеет вовлечь в совместное переживание удивления и радости познания.
Композиция – основа изобразительного произведения, от нее зависит сила воздействия на зрителя, полнота художественного замысла. Как будут расположены предметы на картине, как будут взаимодействовать цветовые пятна, как распределить тоновые отношения – эти вопросы задает себе каждый художник перед созданием картины.
Практическая станковая композиция является обязательным учебным предметом художественного образования. В композиции не существует общих обучающих рецептов, но думаю, наш опыт занятий, которому посвящён этот материал, может представлять некоторый интерес.
Учащийся художественной школы проходит серьезное обучение в области натурного рисования, выполняя множество постановочных заданий в классе, он также делает зарисовки с натуры на пленэрной практике и дома, рисуя самостоятельно. Эти базовые навыки должны быть реализованы в заданиях по станковой композиции, где дети сочиняют картины на заданные темы.
Взрослея, ребенок теряет непосредственность, начинает критически относиться к своим рисункам по воображению, его уже не устраивает прежнее условное изображение. Рука не может сделать того, что хочет голова, то есть не хватает практического навыка изображения. Картина возникает и тут же может умереть из-за неумения автора пространственно организовать лист. И в то же время ученик может сделать работу лишь того уровня, которого достиг его интеллект, его знания. Руки не сделают того, чего не знает голова, а знания набираются по крупицам.
Репин вспоминал, как преподаватель Бруни критиковал его: «Вы некрасиво компонуете! Возьмите бумажки и подвигайте их!».
На первом этапе объяснения композиции мы с детьми «двигаем бумажки», то есть при помощи аппликации наглядно показываем основы гармоничной компоновки. Суть упражнения заключается в следующем.
На заданном формате листа (квадрат, вытянутый по горизонтали/ вертикали прямоугольник) надо уравновесить (красиво расположить) несколько простых по форме и разных по размеру геометрических элементов. Сначала это элементы ахроматического цвета, далее добавляем элементы, окрашенные в хроматические цвета. Затем заменяем один простой элемент (круг) на сложный (звезда). Вариантов у этого упражнения много, все зависит от того, что мы хотим показать и объяснить. В процессе компоновки говорим о доминанте, о выделении композиционного цента с помощью размера, цвета, формы, фактуры, положения на плоскости. Обращаем внимание на разницу композиционного и геометрического центра. Далее на простых примерах учимся основам композиции и ее средствам: статическое и динамическое равновесие, симметрия и асимметрия, контраст, ритм, цвет и т.д.
Эти упражнения нравятся детям, потому что можно быстро менять изображение, не надо ничего рисовать, а результат виден сразу.
Вариант домашнего задания – уравновесить на квадратной (или прямоугольной) плоскости несколько простых по форме элементов. Но материал выполнения – бумага, карандаш, черный маркер. Затем в классе из нескольких эскизов выбираем лучший и на его основе создаем композицию простого пейзажного мотива. По сути, в подобных упражнениях проходим по касательной формальную композицию, наша цель – узнать, понимать и применять на практике законы и средства композиции.
Один из создателей современной методики обучения дизайнеров И. Иттен писал: «При обсуждении закономерностей построения формы, ритма или цветовых отношений я анализировал произведения старых мастеров, чтобы студенты видели, как они решали схожие проблемы». Действительно разбор и анализ картин великих мастеров способствует воспитанию собственного творческого, художественного зрения. Происходит формирование композиционного видения, понимание взаимосвязи разнообразных элементов, от которых зависит выразительность картины.
В основе композиционного мышления заложен принцип цельного восприятия. Компоновать – значит устанавливать соотношения, обобщать объединять. Не секрет, что любая картина может быть представлена в виде неких схем, удобных для ее анализа. Таких схем может быть построено достаточно много, в зависимости от направленности рассмотрения. Анализируя структуру, важно не подгонять изображение под преднамеренные схемы, а постараться прежде всего прочувствовать замысел автора, увидеть и понять, как великие художники формировали определённую последовательность зрительского восприятия картины, раскрывающую ее содержание.
В аудитории мы используем репродукции произведений искусства различных эпох, рассматривая их как в целом, так и акцентируя внимание на примененных средствах художественной выразительности. Начинать можно с проведения диагональных линий для определения геометрического центра, далее определяем смысловой центр, выделяем светлые и темные места, холодные и теплые зоны цвета, ритмический рисунок, с помощью линий прослеживаем направление движения фигур. В зависимости от образной задачи композиции могут применяться горизонтальные, диагональные, круговые ритмы. Кроме того, ритмы организовывают движение глаза зрителя по горизонтали, вертикали, диагонали или кругу. Подробно рассматриваем правила «золотого сечения» и примеры его использования в искусстве и творениях природы.
Следующие упражнения для развития композиционного видения – постановка тематических натюрмортов в классе и дома. Рисование натюрмортов входит в программу работы на всех стадиях обучения в художественной школе. Это наиболее доступный и привычный методический материал преподавателя для ученика. Задание предполагает определение идеи, темы, сюжета, подбор предметов и собственно постановку натюрморта. Следует избегать перегруженность натюрморта большим количеством предметов. В процессе выполнения таких упражнений учащиеся знакомятся с тем, как в результате сложного внутреннего отбора из множества разнообразных предметов складывается тема и формируется композиция натюрморта.
В продолжение разговора обратимся к началу работы. Началом можно считать возникновение замысла, без которого не может быть картины. Даже если композиция будет построена по законам «золотого сечения», по законам ритма либо по законам цветовых и тональных контрастов, без замысла она будет восприниматься чистой конструкцией. Композиция – это настроение художника, мысли, та самая идея, которая оживает на плоскости листа (холста). И независимо от того, какими знаниями и навыками художник обладает и на каком этапе развития находится, его творческая сила созидания во много раз сильнее, все остальное – дело наживное. Надо не бояться выражать свои мысли и ощущения, никто не расскажет о них лучше, только вы сами. Об этом мы тоже говорим на занятиях, мотивируя и утверждая ребят в своих силах.
В работе над той или иной темой мы придерживаемся примерно такого плана: создание сюжета композиции, выявление его зрительного центра, работа над убедительностью рисунка, поиски и нахождение цветового решения данного сюжета. И еще многое другое… (В приложении представлены примеры работы учеников 3-го класса (13-15 лет) над учебной композицией «Портрет литературного героя в интерьере».)
Накопление материала – начальный этап работы над композицией. Дети, у которых развиты наблюдательность и трудолюбие, более способны создать выразительный образ. Образное мышление и зрительная память – это как две стороны одной медали. Их можно тренировать, ежедневно выполняя наброски и зарисовки того, что удивило и запомнилось в этот день. Сюда входят зарисовки с натуры карандашом, ручкой, маркерами, акварелью, цветными карандашами и фотографии. Но самое главное – это научить детей преодолевать трудности и лень, показать учащимся, что только трудолюбие может раскрыть их таланты и способности.
Личностная позиция учеников очень важна для нас. Нужно услышать то, что хочет сказать ребенок. Задания по композиции заставляют думать, принимать осознанные решения, выделять главное. Умение видеть в жизни пластически интересные моменты способствует формированию творческой личности, что является основной целью обучения.
В этой статье мы лишь обозначили способы и методы, которыми пользуемся при объяснении материала по композиции. Подробнее об использовании каждого упражнения поговорим в следующий раз.
Иллюстрации
Список иллюстрации
1. Упражнения по теме "Основы композиции. Формальная композиция"
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.