Театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества.


Современная сценография

В нынешние годы мало будет сказать, что сценография особый вид искусства, ведь эта отрасль вышла в театре на первый план. В некотором роде она даже затмила важность актерской игры ( да простят меня великие маэстро) и получила новое название –сценический дизайн.

Если ранее для создания нужной атмосферы приглашали ,так сказать, универсального профессионала, который за короткое время воплощал в реальность костюмы, бутафорию и фон постановки, то сейчас эту задачу поделили на множество отраслей.
Театрально-декорационное искусство стоит неким особняком среди других художественных специальностей, так как является смежным видом буквально со всеми из них и являет собой некий срез различных видов искусства.

Например , изготовление кукол можно отнести больше к декоративно-прикладному творчеству, а эскизирование и дизайн костюмов – эта работа для модельеров ( дизайнерам по костюмам). 

Вообще работа театрального художника отличается от работы живописца или графика. В отличие от  них он имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с пространством сцены, в котором создает мир спектакля. Творчество сценографа многогранно, оно требует знания дизайна, архитектуры, живописи, технологии, а главное- композиции. Театральный художник решает множество творческих задач, но самая главная его задача- воплощение на сцене место и действие спектакля. 


Сценография в рамках художественной школы

Перед тем, как приступить делать что-то в объеме, дети сначала получают несколько заданий , где они работают только с плоскостью. Например, предложенное ниже упражнение « кукла из картона». (рис.1-4)

Последующие задания идут по усложненной схеме, появляются рельефные работы. И только потом полностью в объеме. (рис.5-10)

Костюмы времени года

Одним из заданий первого года обучения является эскизы и изготовление костюмов времени года.

Это задание всегда очень вдохновляет учеников.

На уровне эскизов всегда интересен поиск новых форм, необычных цветосочетаний.

Когда же начинается работа в материале, то детям нравится подбирать ткани (они учатся сочетать их не только по цвету, но и по фактуре), аксессуары , т.е. различного рода декор, отделку. Это может быть тесьма , бусины, кружева и многое другое.  (рис.11-14)

Театральные коллажи к литературным произведениям

Одно из самых давнишних моих заданий это театральный коллаж к литературному произведению. Отправной точкой стала театральная композиция с использованием бумажных и тканевых конструкций. Задание выполнялось гуашью и акрилом и только кое-где применялся объём. С годами задание немного трансформировалось. Сейчас коллаж не ограничен в плане материала, используются и журналы, и ткань, тесьма, бусины, бумажные конструкции, глина (белая,красная или полимерная), фольга в общем все на что хватит воображения и фантазии ребенка. Работы выпоняются полностью в технике коллажа .

Данное упражнение является одним из тех «переходных» заданий, где учащийся сталкивается не только с плоскостью, но и с рельефом. Это ,конечно,  почти всегда достаточно не просто , но увлекательно и интересно, за счет чего все сложности кажутся менее заметными. (рис.15-24)

Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше. Это задание появилось в моей программе не так давно. Оно также является неким переходом к  объемно-пространственным композициям, макетам декораций. Сначала мы изучаем технику папье-маше, говорим о ее истории и технологиях изготовления. Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках именно там. Только потом речь заходит о ватном папье-маше и ее технологии. Ватное папье-маше ("лепка из ваты") - это ремесло, которое относится к декоративно прикладному искусству, то есть к народному творчеству. Поэтому каждая работа является авторской , допускающей любые вольности со стороны автора к пропорциям, цвету , но не в ущерб композиции. Другими словами, любой автор всегда может сказать золотые слова:" Я так вижу!"   В основном в данной технике изготавливают кукол, но наша задача иная. Создать декоративное рельефное панно. В отличие от предыдущего задания помимо рельефа  здесь появляется небольшая кукла, которая должна смотреться с ним единым целым. Таким образом получается, что данная рельефная композиция выступает здесь неким «задником» или фоном. (рис.25-32)

Смешанные системы декораций

Далее показаны различные разноплановые , смешанные системы декораций.

В основном дети использовали модель организации театрального пространства, известную как « сцена-коробка», появившуюся в Италии начиная с ХVIII века. «Сцена – коробка» организует пространство, согласно принципу центральной перспективы, дистанции и сведения всего мира к некоему кубу, который и выступает в роли целого мира. От зрителя его отделяет невидимая четвертая стена.

Сценическая коробка, действительно напоминает коробку, которая называется подмакетник. Подмакетник- уменьшенная модель сцены. Свой замысел и видение будущего спектакля художник фиксирует в карандашных набросках и цветовых эскизах, а пространственное решение спектакля осуществляется в виде макета. (рис.33-47)

Выпускная экзаменационная работа как  результат освоения программы "Сценография"

 Выпускная  работа- экзаменационный проект- представляет собой один из результатов освоения программы "Сценография". Подготовка экзаменационного проекта носит творческий характер, который заключается в умении находить различные источники информации.  В данную работу дети вкладывают все свои знания, навыки и умения. (рис.48-51) Выпускная экзаменационная работа выполняется обучающимися  почти самостоятельно и показывает уровень профессиональной зрелости выпускника.

 

 


Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Список иллюстрации


1. Макет декораций. Дипломная работа " Театр мимики и жестов"
2. кукла из картона,учебная работа
3. кукла из картона, учебная работа
4. кукла из картона, учебная работа
5. Кукла в технике папье-маше
6. Куклы в смешанной технике
7. Куклы в смешанной технике
8. Набивная кукла «Лето»
9. Кукла в технике папье-маше
10. Набивная кукла «Рукодельница»
11. Костюм времени года. Зима.
12. Костюм времени года. Осень.
13. Костюм времени года. Осень.
14. Костюм времени года. Осень.
15. Композиция с использованием бумажных и тканевых конструкций. " Алиса в стране чудес"
16. Композиция с использованием бумажных конструкций. "Незнайка на луне"
17. Композиция с использованием бумажных и тканевых конструкций. "Пеппи длинный чулок"
18. Композиция с использованием бумажных и тканевых конструкций.
19. Коллаж из ткани "Принцесса на горошине"
20. Коллаж из ткани
21. Коллаж из ткани "Маленький принц"
22. Коллаж из ткани "Золотая антилопа"
23. Коллаж из ткани "Стойкий оловянный солдатик"
24. Коллаж из ткани
25. Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше.
26. Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше.
27. Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше.
28. Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше.
29. Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше.
30. Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше с куклой
31. Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше с куклой
32. Декоративное рельефное панно в технике ватного папье-маше с куклой
33. Эскизы к макетам декораций
34. Эскизы к макетам декораций
35. Эскизы к макетам декораций
36. Эскизы к макетам декораций
37. Эскиз к макету декорации.
38. Эскизы к макетам декораций
39. Макет декораций. Ганс Христиан Андерсен "Снежная королева"
40. Макет декораций. Гастон Леру " Призрак оперы"
41. Макет декораций. Артур Конан Дойл. Комната Шерлока Холмса
42. Макет декораций. Ф.Г. Лорка "Маленький венский вальс"
43. Макет интерьера.
44. Макет декораций. Интерьер в русском стиле.
45. Макет декораций. Интерьер дачного домика.
46. Макет декораций. Александр Грин"Алые паруса".
47. Макет декораций. Японский стиль.
48.
49. Кукла "зло"
50. Кукла "добродетель"
51. Макет декораций.

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Ярославская обл.
  • Ямало-Ненецкий АО
  • Чукотский АО
  • Чувашия
  • Читинская обл.
  • Чеченская республика
  • Челябинская обл.
  • Хакасия
  • Хабаровский край
  • Ульяновская обл.
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Тува (Тувинская Респ.)
  • Тамбовская обл.
  • Смоленская обл.
  • Северная Осетия
  • Сахалин
  • Саратовская обл.
  • Самарская обл.
  • Ростовская обл.
  • Псковская обл.
  • Пермский край
  • Пензенская обл.
  • Орловская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Омская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Новгородская обл.
  • Нижегородская (Горьковская)
  • Мурманская обл.
  • Марий Эл
  • Магаданская обл.
  • Липецкая обл.
  • Курганская обл.
  • Красноярский край
  • Костромская обл.
  • Кировская обл.
  • Кемеровская обл.
  • Карелия
  • Камчатская обл.
  • Калужская обл.
  • Калмыкия
  • Иркутская обл.
  • Ивановская обл.
  • Дагестан
  • Воронежская обл.
  • Вологодская обл.
  • Владимирская обл.
  • Бурятия
  • Белгородская обл.
  • Башкортостан(Башкирия)
  • Астраханская обл.
  • Архангельская обл.
  • Амурская обл.
  • Алтайский край
  • Адыгея
  • Татарстан
  • Свердловская обл.
  • Краснодарский край
  • Санкт-Петербург и область
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры