«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»


Пояснительная записка

Современный компетентный подход к образованию требует изменения во всей парадигме образования, поэтому именно сейчас разработка интегрированных программ становится особенно актуальной.

Поскольку компетентный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе.

Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача учащемуся совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это составляет специфику компетентного подхода.

Театр в школе искусств в этом аспекте помогает разрешать многие из поставленных новым подходом задач. Театральные виды деятельности воспитывают в детях логическое мышление, воображение, фантазию, заставляют занимается самопознанием, овладевать собственным телом, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим.

Учащиеся, занимающиеся по дополнительному предмету «Театрализация в изобразительном искусстве» получают дополнительный стимул к саморазвитию, вырабатывают уверенность в себе, лидерские и организаторские качества, тренируют силу воли, умение держаться на публике.

Дети современного бурно меняющегося мира совсем иные, чем были раньше. Они опережают своих предшественников в физическом развитии, но отстают в духовно-нравственном плане, все больше замкнутых, живущих в своем мире или наоборот гиперактивных детей, неспособных воспринимать информацию. Все это ответная реакция на новые условия современной жизни, не способствующие духовному здоровью и нравственному развитию детей. И миссия по восполнению этих пробелов в воспитании лежит на неравнодушных преподавателях детских школ искусств.

Новые федеральные образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Поэтому театральная деятельность, выполняющая воспитательную и организующую функцию для таких детей, особенно необходима.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия «зажатости», обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство, пластику. Все это может дать театрализованная деятельность.

Кроме того, театр, как художественно-эстетическое действо, способен оказывать влияние на зрителей, в роли которых в данном случае оказываются остальные учащиеся, не занимающиеся театрализацией. Такое непрямое воспитательное воздействие представляется наиболее эффективным, потому что, сопереживая персонажам, понимая их мотивы и оценивая их поступки, зритель сам приходит к выводам о должном поведении, понимании, о гуманистических ценностях.

Именно поэтому в основу данной разработки были положены следующие принципы:

- принцип гуманизации – предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества;

- принцип междисциплинарной интеграции – использование интеграции внутри самого предмета (музыка, изобразительное искусство, театр, литература);

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу, преодолевается потребительско-эгоистическое отношение к окружающей жизни.

«Театрализация в изобразительном искусстве» - не стандартный вариант театрального представления. В данной работе под театрализованной деятельностью подразумевается сложное интегративное сценическое действие, которое должно проходить в полностью затемненном зале с включенными УФ лампами. Сюжет раскрывается с помощью специальных декораций, нарисованных флуоресцентными (фосфорицирующими) красками, и пантомимы главных героев, одетых в такие же (флуоресцентные) костюмы. Действие разворачивается под музыкальное сопровождение (фонограмма песни или аудио нарезка), которое и определяет сюжетный план постановки.

Реализация данной разработки предполагает поддерживание тесного контакта с родителями детей, привлекая их к изготовлению костюмов, декораций, разучиванию ролей с детьми младших классов.

 

Сроки реализации

«Театрализация в изобразительном искусстве» рассчитана на реализацию как при 8-летнем и 5-летнем сроках обучения и предполагает нагрузку 1 час в неделю на протяжение всего срока обучения.

Оптимальная наполняемость классов:

Младшие классы: 10 человек;

Средние классы: 7-10 человек;

Старшие классы: 7-10 человек.

Форма проведения учебных занятий

Разработка «Театрализация в изобразительном искусстве» составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий, а также 0,5 часа самостоятельной работы.

 

Цель: развитие творческого потенциала детей, их духовного мира средствами театрализации, изобразительного искусства, актерского мастерства, музыки и хореографической пластики.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  • Формирование общей культуры;
  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.   
  • Развивать эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира, произведений искусства;
  • Формировать навыки экспериментирования и импровизации;
  • Прививать культуру человеческих взаимоотношений,
  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства,
  • Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по основным учебным предметам ОП «Живопись».

Основными методами можно считать:

-метод театрализации;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод уподобления характеру звучания;

-метод работы «от простого к сложному»;

-театрализованная игра.

 

Основные формы работы:

1. Занятия в игровой форме, где с помощью различных средств театрализации будет проходить изучение:

- сценического движения;

- работы над художественным образом;

- работа с различными художественными материалами;

- оформление зала декорациями

2. Подготовка декораций и костюмов – самый сложный и трудоемкий процесс. Учащиеся, под руководством преподавателя, придумывают и воплощают художественное оформление сюжетной канвы постановки.

3. Репетиции – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

4. Индивидуализированные занятия – работа над художественным воплощением образа или танцевальным номером. В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения.

5. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.
6. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

 

Условия реализации разработки «Театрализация в изобразительном искусстве»

  1. Наличие необходимых условий для занятий: помещение со свободным пространством, где можно заниматься 15 – 30 участникам.
  2. Наличие специального помещения для выступлений, где есть возможность полного затемнения зала,
  3. Наличие специальных ультрафиолетовых ламп для освещения сцены в темноте и флуоресцентных красок, тканей для создания декораций, костюмов.
  4. Набор учеников на предмет по выбору, умение увлечь их и сделать своими единомышленниками. (Как правило, с этим пунктом никогда не бывает проблем, потому что дети любого возраста интересуются всем необычным).
  5. Последовательное выполнение задач, поставленных программой.
  6. Четкие требования к себе как к педагогу, к выполнению поставленной задачи.
  7. Оценка деятельности и результатов выступлений на сцене.

 

Материально – техническое обеспечение.

  1. Кабинет живописи и рисунка (для выполнения художественно-оформительской работы, декораций)
  2. Актовый зал, сцена
  3. Художественные и технические материалы:

Ультрафиолетовые лампы, флуоресцентные краски и ткань, бумага, картон, ножницы, скотч, клейкая лента, степлер, кисти, карандаши, декоративные элементы, палитры, баночки, клеенки, клей, поролон и другие материалы для выполнения определенных декораций

  1. Звуковая аппаратура, микрофоны
  2. Магнитофон
  3. Музыкальная колонка
  4. Компьютер
  5. Мультимедийная установка, экран

 

Содержание 8-летнего обучения

Разделы

программы

Количество часов

 

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

  1. 1

Введение                             

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. 2

Основы театральной культуры

 

 

4

4

4

2

2

2

  1. 3

Ритмопластика

6

4

2

2

2

2

2

2

  1. 5

Работа над репертуаром (театральным представлением)

6

6

4

4

4

4

4

4

  1. 6

Художественно-оформительская работа

8

10

11

11

11

10

10

10

  1. 7

Составление композиции декораций

 

 

 

 

 

3

2

2

  1. 8

Репетиции

9

10

9

9

9

9

9

9

  1. 9

Премьера

2

2

2

2

2

2

3

3

 

Всего часов

32

33

33

33

33

33

33

33

 

 

Разделы

программы

Количество часов

 

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

  1. 1

Введение                             

1

1

1

1

1

  1. 4

Ритмопластика

2

2

2

2

2

  1. 5

Работа над репертуаром (театральным представлением)

6

6

4

4

4

  1. 6

Художественно-оформительская работа

11

11

10

10

10

  1. 7

Составление композиции декораций

 

 

3

2

2

  1. 8

Репетиции

9

9

9

9

9

  1. 9

Премьера

2

2

2

3

3

 

Всего часов

33

33

33

33

33

Содержание 5-летнего обучения

 

Содержание разделов

Разработка «Театрализация в изобразительном искусстве» состоит из 9-ти разделов, работа над которыми продолжается в течение всего срока обучения.

 

 1раздел - Вводное занятие.

Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

2 раздел – Основы театральной культуры

Призван обеспечить условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:

  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.
  • Культура зрителя.

3 раздел - Ритмопластика.

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

4 раздел - Работа над репертуаром.

Является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Знакомство с пьесой.
  • От этюда к спектаклю.

Основные этапы работы:

  • Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение темпоритма спектакля.

5 раздел – Художественно-оформительская работа.

Декоративно-оформительское искусство существует вполне самостоятельно, от таких видов искусства, как живопись или графика, оно отличается своим агитационным характером. Оно всегда находится в центре общественной жизни, взаимоотношений людей, отражает основные исторические вехи становления общества, государства, призвано поддерживать полнокровную духовную жизнь. Оформительское искусство всегда служило объединению разных слоев общества в трудное время для нашей страны, воспитывало стойкость духа, убежденность. Таким образом, воспитательное значение его огромно.

Плакаты, стенды, стенгазеты освещают основные события, дают политическую оценку этих событий. Вместе с тем наглядные средства информации и агитации необходимы и в школьном образовательном пространстве, так как приучают подрастающее поколение к восприятию происходящего и, что особенно ценно, осознанию своих успехов, приверженности определенным взглядам

6 раздел – Составление композиции декораций

Целью этого предмета является освещение различных вопросов художественного оформления сцены, раскрытие специфики его воздействия на развитие школьников, знакомство учеников с выразительными решениями, с основными методами и приемами выполнения художественно-оформительских работ.

7 раздел – Репетиции.

Сводная репетиция.

Перед педагогами ставится задача, сложился ли весь спектакль в целом. Просматривается насколько правильно и динамично выстроена действенная линия спектакля, одинаковы ли по отработке его отдельные эпизоды, удалось ли воплотить разработанный в начале режиссерский замысел, правильное ли развитие получили характеры героев. Разрешение этой задачи требует проведения таких репетиций всего спектакля. Их надо проводить без остановок, от начала до конца.

Монтировочная репетиция.

Эта репетиция проводится для того, чтобы переставить декорацию, вынести или убрать со сцены мебелью ширмы другие детали. Это довольно сложно, так как переменна зачастую должна быть быстрой, бесшумной, точной.

Генеральная репетиция.

Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи.

9 раздел - Премьера.

Это итог длительной работы всего коллектива, момент наивысшего напряжения. Выявление всех творческих способностей детей.

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Театрализация  в изобразительном искусстве»:

  1. Знание различных видов театрального искусства.
  2. Знание терминологии театрального искусства.
  3. Знание основ театрального искусства.
  4. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
  5. Знание основных выразительных средств театрального и изобразительного искусств.
  6. Навыки передачи формы, характера предмета.
  7. Умение выбирать колористические решения в эскизах, зарисовках, набросках.
  8. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
  9. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
  10. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
  11. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
  12. Использование полученных навыков на практике.
  13. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
  14. Приобретение нравственного опыта эмоциональной отзывчивости.
  15. Умение пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами.
  16. Умение свободно ориентироваться на сцене, площадке.
  17. Иметь представление о сценической культуре, иметь навыки выступления в спектаклях.
  18. Умение пользоваться художественными материалами, для изготовления декораций, костюмов, сценических эффектов.
  19. Умение создавать декорации для спектаклей, представлений.
  20. Умение создавать (проектировать) костюмы для того или иного образа.

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Программа предусматривает текущий контроль успеваемости. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

Как итог реализации программы каждую четверть проводятся выступления театра, а также выступления на праздничных концертах ДШИ. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия на следующий учебный год.

Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы – изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, открытым с удовольствием рисует, танцует, инсценирует, воображает и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.

 

V. Методическое сопровождение разработки

Проведение занятий направлено на раскрытие творческих способностей детей.

В основном, проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальным композициям. Вместе с детьми разрабатываются сценарии различных сказок-спектаклей, концертов, праздников, продумывается театральное движение группы актеров в темноте, переход декораций, распределение света по сцене.

Главное место отводится художественно-оформительская работе, созданию костюмов и декораций с использованием специальной флуоресцентной краски которая светится в темноте при освещении ультрафиолетовыми лампами. Очень четко продумываются трансформации образов театральной постановки на плоскости декораций.

В процессе творческой дискуссии с преподавателем получается оригинальный неповторимый продукт. В нашем случае очень важна трансформация текста или мелодии в изображаемое на сцене. Работа в качестве актёров позволяет учащимся прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, придумать для него более выразительные движения и окружающие декорации. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять место декораций и персонажей в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц.

В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене как при освещении, так и в темноте, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.

Методы театрализации развивают эмоциональность, креативность и воображение детей, помогают приобрести опыт творческой работы в коллективе, дают возможность ребенку понять себя и окружающий мир через образы искусства, способствуют социализации и творческой самореализации.

Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.

 

Самостоятельная работа учащихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы на самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений, рисование декораций, оформление).

VI. Литература:

 

  1. Александрова Э.Б. Люблю театр! М., Детская литература, 1991 г.
  2. В профессиональной школе кукольника. Сборник научных трудов. Л.,1985 г.
  3. Вербицкая Л.А. «Давайте говорить правильно!» М., 2000 г.
  4. Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т. Воловик, С. Воловик – М. Просвещение, 2001.
  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993 г.
  6. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Учебник, Сорокина Г.И., М., 1996 г.
  7. Календарь знаменательных дат.  «Культурная инициатива», 2009 г.
  8. Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., Искусство, 1987 г.
  9. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. Советская Россия, 1983 г.
  10. Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы. М., 1985 г.
  11. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. М.: «Знание», 988 г.
  12. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  13. Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства. Н. Новгород, 1993г
  14. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982 г.
  15. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.


Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Ярославская обл.
  • Ямало-Ненецкий АО
  • Чукотский АО
  • Чувашия
  • Читинская обл.
  • Чеченская республика
  • Челябинская обл.
  • Хакасия
  • Хабаровский край
  • Ульяновская обл.
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Тува (Тувинская Респ.)
  • Тамбовская обл.
  • Смоленская обл.
  • Северная Осетия
  • Сахалин
  • Саратовская обл.
  • Самарская обл.
  • Ростовская обл.
  • Псковская обл.
  • Пермский край
  • Пензенская обл.
  • Орловская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Омская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Новгородская обл.
  • Нижегородская (Горьковская)
  • Мурманская обл.
  • Марий Эл
  • Магаданская обл.
  • Липецкая обл.
  • Курганская обл.
  • Красноярский край
  • Костромская обл.
  • Кировская обл.
  • Кемеровская обл.
  • Карелия
  • Камчатская обл.
  • Калужская обл.
  • Калмыкия
  • Иркутская обл.
  • Ивановская обл.
  • Дагестан
  • Воронежская обл.
  • Вологодская обл.
  • Владимирская обл.
  • Бурятия
  • Белгородская обл.
  • Башкортостан(Башкирия)
  • Астраханская обл.
  • Архангельская обл.
  • Амурская обл.
  • Алтайский край
  • Адыгея
  • Татарстан
  • Свердловская обл.
  • Краснодарский край
  • Санкт-Петербург и область
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры