Декоративная композиция.


МБУДО «Тульская детская художественная школа им. В. Д. Поленова»

Методическая разработка преподавателя Соломатина Владимира Николаевича.

Учебный предмет «Композиция станковая» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись» Рабочая программа. Второй год обучения, II полугодие. Раздел 3 «Декоративная композиция». Аудиторные занятия — 34 часа Самостоятельная работа — 51 час

3.1    Плоскостная стилизация в декоративном искусстве, общие принципы её выполнения.

Аудиторные занятия — 4 час.

Самостоятельная работа — 6  час.

Цель:  изучение общих принципов создания декоративной композиции.    

Задача:  приобретение навыков перехода на условную плоскость.

Аудиторное задание:  создание плоскостных изображений предметов быта, плоскостное цветовое решение «большой тени» и «большого света», понятие «силуэт предмета».  Материал: акварель, гуашь по выбору.

Самостоятельная работа: создание плоскостных изображений предметов Материал: акварель, гуашь по выбору. Вырезание изображений предметов по контуру. (Рисунок 1)

3.2    Составление аппликативных композиций.

Аудиторные занятия — 10 час.

Самостоятельная работа — 15  час.

Цель:  закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы ритма», «выделение главного», «равновесие в композиции».

Задача:  овладение способами составления простых композиционных сюжетов из нескольких предметов.

Аудиторное задание:  составление из отдельных элементов простых композиций на белом фоне и фотофиксация их.

Самостоятельная работа: составление из отдельных элементов простых композиций на белом фоне и фотофиксация их. (Рисунок 2)

3.3    Стилизация изображения животных.

Аудиторные занятия — 4 час.

Самостоятельная работа — 6  час.

Цель:  изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.

Задача:  приобретение практического опыта в копировании зооморфных орнаментов.

Аудиторное задание:  копирование зооморфных орнаментов.

Материал: акварель, гуашь по выбору.

Самостоятельная работа:  копирование зооморфных орнаментов.

Материал: акварель, гуашь по выбору. (Рисунок 3) 

3.4    Декоративная композиция натюрморта с использованием зооморфного орнамента. Контрольная работа.

Аудиторные занятия — 16 час.

Самостоятельная работа — 24  час.

Цель:  изучение декоративных графических и цветовых выразительных средств.

Задача:  научить использовать графические и цветовые изобразительные средства для силуэтного обобщения формы и целостного композиционного решения.

Аудиторное задание:  создание эскизов плоскостного декоративного натюрморта и исполнение в размер А2.  Материал: акварель, гуашь по выбору. (Рисунок 4)

Самостоятельная работа:  эскизы плоскостных декоративных натюрмортов с ограниченным использованием цветов (3 — 5 цветов).

В декоративном натюрморте главной задачей является выявление декоративных качеств натуры. Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения     в условное плоскостное пространство. Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих художников чувство цветовой гармонии, ритма, в целом активизирует творческие способности учащегося. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе и контрасте. В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как  аппликативной составляющей декоративного натюрморта. Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника.   В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед учащимся в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить его в декоративной переработке, в декоративном решении натюрморта, постараться увидеть характерное и на этом построить переработку. 

Контрольно-измерительный материал по теме «Декоративный натюрморт».

 Основные задачи:

 1. грамотно выбрать формат бумаги в зависимости от содержания выбранной темы.

 2. грамотно выбрать масштаб изображения.

3. грамотно разместить изображение на картинной плоскости.

4. грамотно выбрать схему построения композиции натюрморта.

5. выделять главное (композиционный центр) пятном, размером, цветом, используя прием контрастов.

6. подчинить главное второстепенному. Выстроить планы композиции.

7. применять навыки рисунка и живописи в композиции.

8. самостоятельно выбирать основной вариант эскиза.

9. грамотно и последовательно вести работу над композицией.

10. применять на практике основные законы и правила композиции.

11. самостоятельно анализировать свою работу.

12. владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.

 Критерии оценки качества знаний, умений и навыков обучающихся:

Отметка «5» (100 — 81 бал.) — при условии выполнения учащимися всех требований к учебной работе.

Отметка «4» (80 — 61 бал.)  — при невыполнении двух-трех пунктов критерия оценки.

Отметка «3» (60 — 41 бал.)  — при невыполнении четырех-пяти пунктов критерия оценки.

 Отметка «2» (40 — 0 бал.)  — при невыполнении шести и более пунктов вышеперечисленных требований к учебной работе.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             

 


Список литературы


1. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-м, 2008.

2. Карлин Л.Н., Белоцерковский А.В. Инновационные технологии обучения и качество образования //Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы XII Международной научно-методической конференции, 26 октября 2007 года.- СПб.: СПб ГУП, 2007.

3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

4. Пармон Ф.М. Рисунок и мода – графика: Учебник для вузов. Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2004.

5. Даглдиян К. Т. «Декоративная композиция» М. 2008.

Иллюстрации


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Список иллюстрации


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Комментарии


Авторизуйтесь для добавления комментариев.


Нет комментариев

Авторы


География авторов


  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Ярославская обл.
  • Ямало-Ненецкий АО
  • Чукотский АО
  • Чувашия
  • Читинская обл.
  • Чеченская республика
  • Челябинская обл.
  • Хакасия
  • Хабаровский край
  • Ульяновская обл.
  • Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
  • Тульская обл.
  • Тува (Тувинская Респ.)
  • Тамбовская обл.
  • Смоленская обл.
  • Северная Осетия
  • Сахалин
  • Саратовская обл.
  • Самарская обл.
  • Ростовская обл.
  • Псковская обл.
  • Пермский край
  • Пензенская обл.
  • Орловская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Омская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Новгородская обл.
  • Нижегородская (Горьковская)
  • Мурманская обл.
  • Марий Эл
  • Магаданская обл.
  • Липецкая обл.
  • Курганская обл.
  • Красноярский край
  • Костромская обл.
  • Кировская обл.
  • Кемеровская обл.
  • Карелия
  • Камчатская обл.
  • Калужская обл.
  • Калмыкия
  • Иркутская обл.
  • Ивановская обл.
  • Дагестан
  • Воронежская обл.
  • Вологодская обл.
  • Владимирская обл.
  • Бурятия
  • Белгородская обл.
  • Башкортостан(Башкирия)
  • Астраханская обл.
  • Архангельская обл.
  • Амурская обл.
  • Алтайский край
  • Адыгея
  • Татарстан
  • Свердловская обл.
  • Краснодарский край
  • Санкт-Петербург и область
  • Москва и Московская обл.

Характер статей


Сборники


Партнеры