Натюрморт с предметами из стекла.
Цели - изучение способов выявления пространственных отношений в живописи, формирование представлений о колорите, роли тональных и тепло-холодных отношений, явлений контраста и нюанса в живописном решении натюрморта.
Задачи - закрепление представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе, плановости натюрморта, тональности, навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передач тоном и цветов нюансов родственных по гамме цветов на примере натюрморта.
Материалы:
- ватман;
- бумага для акварели;
- простой карандаш;
- акварельные краски;
- беличьи и колонковые кисти; - палитра;
- банка для воды
Этапы работы над натюрмортом. Акварельная живопись.
1 этап. Выполнение зарисовок и эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе. Илл.1.
- Формирование навыков грамотной и осознанной компоновки натюрморта.
- Выбор точки зрения относительно натуры и формата с использованием видоискателя. С различных точек зрения натюрморт выглядит по-разному: изменяется композиционный центр, доминирующее направление (вертикальное, горизонтальное, диагональное), т.е. появляется новый композиционный строй, новый образ натюрморта.
- Выполнение кратковременного цветного этюда и этюда на общий тон (гризайль), что позволит сосредоточить внимание только на тональной передаче, научит чувствовать тональную шкалу и определять самое светлое и темное в натуре, подчинять градации тона этим двум полюсам.
2 этап. Композиционное решение и построение предметов натюрморта в выбранном формате листа. Илл. 2.
- Построение пространственного изображения натюрморта, учитывая пропорции, конструкцию, взаимосвязь композиционного расположения в листе всех предметов и сравнительный анализ их формы.
3 этап. Детальная прорисовка формы каждого предмета. Илл.3.
- Взаимосвязь светотеневого решения натюрморта и его композиционного расположения в листе, как следствие того, что под композицией листа понимается не только расположение очертаний предметов, а также сочетание и расположение пятен света, тени и полутонов.
4 этап. Перерисовка натюрморта на просвет на акварельную бумагу. Илл.4.
- Линии рисунка должны быть легкими с определением мест бликов, границ полутона и тени, но не путем штриховки, которая может просвечивать сквозь акварельный красочный слой.
5 этап. Первая прокладка цветом. Илл.5
- Обобщенно прописать локальным цветом всю поверхность листа, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей, не забывая, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.
6 этап. Тщательная прорисовка конкретных деталей. Илл.6.
- Передача фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов на которых они расположены.
- Огромное значение имеет кладка мазка, от широкого свободного до точки. Он должен передавать не только цвет и направление формы, но и быть выразительным, точно характеризовать особенности изображаемого материала, пластику формы, подчеркивать композицию всего натюрморта. На стекле рефлексы четкие, хорошо видны. Надо почувствовать меру живописного обобщения стекла и очень тонко увидеть цветовые и тональные нюансы предмета.
- Чтобы передать пространство надо по мере удаления предметов в глубину снижать яркость цвета и тоновой контраст относительно первого плана.
7этап. Завершение работы. Илл.7.
- После просыхания этюда с помощью следующего слоя насыщается цвет теней, уточняются оттенки полутонов, конкретизируется работа над формами постановки. Завершается работа приведением всех деталей постановки к близкому натуре цветовому и тональному состоянию, акцентированием основных, наиболее интересных и характерных качеств постановки и обобщением второстепенных.
Самоанализ уроков по теме: «Гармония по общему цветовому тону. Нюанс». Аудиторные занятия - 9 часов, самостоятельная работа – З часа.
Возраст учеников 2 класса от 11 до 13 лет. С самого начала обучения в группе сложились очень доброжелательные отношения и часто проявляются в неподдельном интересе к процессу работы друг друга. Ученики всегда внимательно слушают объяснения учителя и старательно выполняют все этапы работы.
Впервые ученикам второго класса художественной школы на уроках живописи был предложен натюрморт, в который включены предметы из стекла.
В предыдущих заданиях учащиеся знакомились с характерными особенностями поверхности предметов из других материалов (дерево, керамика, металл) и учились передавать фактуру этих предметов. Стеклянные предметы не имеют ярко выраженных градаций светотени. На их форме в основном блики и рефлексы. Ученики внимательно изучали визуальные свойства прозрачных предметов. Первое впечатление от натуры вызвало у них удивление и множество вопросов, на которые совместно находили ответы в процессе общего обсуждения, детальных пояснений преподавателя и внимательного изучения натюрморта.
На первом этапе работы ребята искали интересную точку зрения и композиционный центр при помощи видоискателя. Делали зарисовки, эскизы. Выбирали из них удачные и неудачные, принимали решение о том, каков будет формат работы. Выполнение этой части задания заняло 2 часа и выразилось в большом листе графических, тональных и живописных поисков.
Рисунок натюрморта сначала выполнялся на ватмане, так как недостаточный опыт учеников не позволяет чисто, не повреждая бумаги передать построение предметов. В дальнейшем, с приобретением опыта, следует научиться выполнять рисунок сразу на акварельной бумаге легкими тонкими линиями. Приступив к работе акварельными красками, ребята уделили много внимания поиску цвета на палитре. Обобщенно прописали локальным цветом всю поверхность листа, не забывая, что белизна листа является самым
светлым тоном в работе. На следующих этапах возникли сложности: ребята не всегда учитывали влияние цвета первого слоя на цвет следующего, наносили более трех слоев цвета, что приводило к появлению различных пятен и в целом к загрязнению живописи. Приходилось учиться исправлять ошибки, отмывая чистой водой лишний слой краски и писать это место заново. Законченные работы выглядят свежо и живо, краски прозрачны даже в самых темных местах.
Считаю, что учащиеся достойно справились с заданием, выполнив его на «хорошо» и «отлично», уложились в 9 учебных часов. Дети с большим интересом включались в работу и получали много положительных эмоций и новых знаний.
В процессе работы над натюрмортом, были изучены акварельные работы следующих выдающихся художников: М. Врубеля, П. Крылова, А. Фонвизина, П. Соколова.
Дети получили задания на дом выполнять краткосрочные этюды с простых стеклянных предметов на формате А4.
Только путем постоянной практики в живописи с натуры развивается чувствительность глаза к многообразию светлотных и цветовых градаций, что позволяет художнику превращать цвет, заключенный в краске в выразительное средство живописи. В процессе натурного изображения в памяти накапливается запас впечатлений, который проявляется в творческой практике как опыт зрительного восприятия.
Выполненное задание является для учащихся важным звеном в дальнейшем изучении акварельной живописи.
Список литературы
1. В.Л. Барышников «Живопись. Теоретические основы и практические рекомендации к заданиям базового курса дисциплины «Живопись». Москва 2010
2. П.П. Ревякин «Техника акварельной живописи» Москва 1959
3. К.Г. Зайцев «Современная архитектурная графика» Москва 1970
4. К.Г. Зайцев «Графика и архитектурное творчество» Москва 1979
5. И. Иттен «Искусство цвета» Москва 2008
6. Х. Харрисон «Энциклопедия акварельных техник» Москва 2005
7. Х. Харрисон «Полный курс. Рисунок и живопись. Материалы. Техника. Методы» Москва 2009
8. С.Смит «Акварель. Полный курс» Москва 1998
9. Х.М. Паррамон и Г. Фрескет «Как писать акварелью» Санкт-Петербург 1995
10. О. Иванова, Е. Аллахвердова «Акварель. Практические советы» Москва 2006
11. Э. Крошоу «Акварель» Москва 2004
12. C. Reid “Watercolour secrets” New York 20
Иллюстрации
Список иллюстрации
1. 1 этап. Выполнение зарисовок и эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе.
2. 2 этап. Композиционное решение и построение предметов натюрморта в выбранном формате листа.
3. 3 этап. Детальная прорисовка формы каждого предмета.
4. 4 этап. Перерисовка натюрморта на просвет на акварельную бумагу.
5. 5 этап. Первая прокладка цветом.
6. 6 этап. Тщательная прорисовка конкретных деталей.
7. 7 этап. Завершение работы.