Тульская ДХШ им. В. Д. Поленова, преподаватель Соломатин В. Н. 11.05.2018 г.
Методические рекомендации для учащихся художественной школы по организации самостоятельной работы
над эскизом плаката.
1. Плакат всегда приобретает большую действенность в тех случаях, когда он как можно точнее обращается к определенному кругу лиц. Поэтому начинать необходимо с определения адресата плаката (пол, возраст, профессия, отрасль и др).
2. В плакате должна быть четко выражена основная идея, т.е. главная мысль, которая связывает воедино все элементы плаката. Основная идея должна быть конкретна и выражена в смысловом единстве текста и изображения.
3. Сюжет плаката может быть:
■ Положительным: в его основе лежит факт, образ или действие, которые по замыслу автора и в соответствии с социальными нормами должны вызвать к себе положительное отношение.
■ Отрицательным: строится на показе в реалистической или метафорической форме отрицательного факта, неправильного поведения и часто его последствий. Такие образы воздействуют на зрителя через пробуждение негативного отношения к изображаемому через осознание опасных последствий несоблюдения тех или иных норм и правил.
■ Двойным: строится на показе двух действий: положительного и отрицательного или их последствий. Основная идея выражается в противопоставлении положительного и отрицательного действий или фактов.
4. Текст в плакате выполняет функцию сообщения и функцию воздействия. В связи с этим эффективность текста плаката определяется доходчивостью и выразительностью, которые могут быть достигнуты:
■ краткостью текста — оптимальное восприятие и запоминание текста из 7—9 слов
■ употреблением личной формы обращения
■ использованием глаголов (лучше в побудительном наклонении)
■ употреблением неполных предложений с пропуском глагола
■ использованием эмоционально окрашенной лексики, эпитетов, метафор, сравнения, гиперболы, восклицательных и вопросительных предложений
5. Композицию плаката необходимо выстраивать так, чтобы ее центром стал элемент, на который необходимо обратить внимание. Для этого можно:
■ центральный по смыслу элемент выделить размером, цветом, формой, фоном или же сочетанием этих приемов. Все элементы композиции необходимо разместить на плакате так, чтобы они так или иначе «стремились» к смысловому центру, притягивали взгляд человека к нему.
6. При изобразительной композиции с двумя или несколькими элементами один всегда должен быть главным, а другие — дополнительными, при этом необходимо сохранять единство всего построения. Изолированность элементов может привести к раздвоенности внимания.
7. Как один из методов концентрации внимания можно с успехом применять принцип изменения пропорций. В этом случае отдельные детали выделяются увеличением или уменьшением реальных пропорций, необычностью ракурса, размытостью изображения и др.
8. Образ основного элемента композиции плаката должен быть ясным, четким, узнаваемым.
9. Шрифт используют простой, рубленый, легко читаемый (работа со шрифтами в плакате для учащихся является самым сложным элементом и требует помощи от преподавателя)
10. Цветовое решение определяется, чаще всего ограниченным количеством цветов.
Для полноты изучения темы рекомендую книгу «ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ИСКУССТВО ПЛАКАТА» П.А. Кудрин, Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин. (книгу можно найти в интернете)
Преподаватель ТДХШ им В. Д. Поленова Соломатин В. Н.
Иллюстрации
Список иллюстрации
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.